Белорусский ритейл потерял прибыль и работников
Флагманы розничной торговли сообщили о валовых показателях в 2021 году. Финансовая сторона вопроса у этого бизнеса пока не радует.
Розничный товарооборот в Беларуси за 11 месяцев вырос к 2020 году всего на 1,3%. Это указывает на слабую потребительскую активность внутри страны.
Впрочем, большому росту товарооборота и неоткуда взяться. Ведь за 10 месяцев 2021-го реальные располагаемые денежные доходы белорусов увеличились лишь на 2,2%, а потребительское кредитование опять затухло после краткого всплеска в августе.
В 2021 году на Минск приходится на 30,3% продаж флагманских компаний ритейла. Динамика товарооборота в столице еще слабее, чем по стране в целом – за 11 месяцев продажи в городе выросли только на 0,1% к 2020 году.
Крупные и средние организации розничной торговли отстают от остальной экономики по размеру средней зарплаты и по темпам ее роста. По расчетам Белстата, средняя зарплата в отрасли за 10 месяцев составила 1101 BYN, а ее рост к прошлому году – 2,1%. По всей экономике эти показатели были равны 1407 BYN и +4,8% соответственно.
В октябре 2021-го среднесписочная численность работников у флагманов ритейла сократилась к отметкам 2020 года на 5,5%. Это значит, что компании больше увольняли, чем принимали на работу.
За 10 месяцев флагманы отрасли уволили 83,5 тыс. человек, приняв на работу 76 тыс. Таким образом, на чистой основе количество уволенных в ритейле составило 7,5 тыс. человек. На каждую 1000 уволенных было принято в среднем 911 человек.
Прибыль от реализации продукции по флагманам ритейла за 10 месяцев сократилась к 2020 году на 9%. Справочно: рост потребительских цен за тот же период составил 9,3%. То есть реальное падение прибыли в отрасли состоялось на двузначный процент.
Так как прибыль упала к прошлому году, то сократилась и рентабельность продаж в отрасли. За 10 месяцев средняя рентабельность у флагманов ритейла составила 1,7% против 2,2% годом ранее.
По итогам 10 месяцев среди флагманов отрасли около 30,5% были нерентабельны (понесли убытки от реализации) и 51,8% показали рентабельность в пределах 0-5%. Только 1,1% бизнесов в ритейле имели рентабельность от 20% или выше и всего 0,2% – рентабельность 30+% (средние доли по экономике – 8,5% и 4,1%).
Суммарные долги флагманов ритейла на 1 ноября достигли 10,395 млрд BYN. С начала 2021 года они выросли на 7,1%. За 10 месяцев ритейлеры направили на погашение кредитов и займов 6,181 млрд BYN, что на 29% больше, чем в 2020-м.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!