Об этом свидетельствует отчетность флагманов отрасли. В 2021 году валовые показатели перевозок упали, как и в кризисном 2020-м.
За 10 месяцев 2021-го перевозки грузов на транспорте в тоннах сократились на 3,2%. При этом в январе-октябре 2020-го тоже было снижение тоннажа – на 7,5%, а в 2019-м за тот же период – на 5,7%.
Таким образом, падение перевозок в весовом эквиваленте идет уже третий год подряд. Совокупно потери в перевезенных грузах к уровню 2018 года составили 15,6%. В пересчете на тонны снижение перевозок составило 59,1 млн т.
Перевозки пассажиров в человеках упали за 10 месяцев на 4,6% к отметкам 2020 года. В кризисном 2020 году снижение по итогам 10 месяцев достигало 17,5%.
В январе-октябре 2019 года рост пассажирских перевозок составил скромные 0,3%. За 10 месяцев 2018-го потоки пассажиров через транспорт РБ уменьшились на 0,1%, в 2017-м – на 2,4%, в 2016-м – на 6,1%, в 2015-м – на 7,6%, в 2014-м – на 7,9%, в 2013-м – на 1,3%.
На выходе имеем многолетний тренд сокращения перевозок пассажиров с небольшим перерывом на 2019 год. Поездки пользуются все меньшей популярностью у белорусов. Видимо, помимо экономических кризисов негативное влияние на статистику пассажирских перевозок оказывает демография и эмиграция в другие страны на ПМЖ.
За 9 месяцев 2021-го сократилась среднесписочная численность персонала на транспорте и в сфере логистики – на 3,2% к уровню 2020 года (против 1,7% по экономике), в том числе по сухопутному и трубопроводному транспорту – на 3,6%.
Количество увольнений в 2021 году превышает количество закрытых кандидатами вакансий. За 9 месяцев флагманами транспорта и логистики было уволено на 5,4 тыс. человек больше, чем принято на работу. По сухопутному и трубопроводному транспорту чистый отток кадров составил 3,8 тыс. человек.
В 2021 году в среднем по отрасли на 100 уволенных приходилось менее 80 принятых. Средний показатель по всем флагманам реального сектора – 91 принятый на 100 уволенных.
Средняя рентабельность продаж по флагманам транспорта за 9 месяцев составила 8,1%. Однако медианный показатель рентабельности существенно ниже.
Смотрите сами: в январе-сентябре 2021-го около 25,4% флагманов отрасли были нерентабельны (несли убытки с продаж), а еще 35,6% имели рентабельность в пределах 0-5%. Это значит, что медиана по рентабельности на транспорте ниже 5%.
Суммарные долги флагманских организаций транспорта к 1 октября 2021-го достигли 7,212 млрд BYN. За 9 месяцев флагманы отрасли направили на погашение кредитов и займов 2,162 млрд BYN (+27,9% к 2020 году).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!