Власти подбили финансовые итоги трех кварталов 2021 года. Для основной массы валообразующих компаний их нельзя назвать оптимистичными.
Один из главных финансовых показателей работы бизнеса – это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает, сколько рублей прибыли компания получает на каждые 100 BYN выручки.
Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее работает бизнес. Кроме того, с помощью рентабельности удобнее сравнивать предприятия разных размеров. Рентабельность – это относительный показатель, а не абсолютный, есть взвешивание по соотношению прибыли и выручки.
Рентабельность продаж показывает, сколько зарабатывает компания на реализации продукции и без учета долговой нагрузки на бизнес. Это позволяет оценивать выживаемость предприятия в кризисные времена. Высокорентабельному бизнесу может помочь господдержка в виде облегчения графика выплаты долгов, а хронически нерентабельному – вряд ли.
Средняя рентабельность продаж по флагманским компаниям Беларуси за 9 месяцев составила 8,2%. При этом уровень потребительской инфляции за январь-сентябрь 2021-го достиг 7,5%, а по отношению к январь-сентябрю 2020 года – 9,2%.
Средний уровень рентабельности может давать обманчивое впечатление. Медианная рентабельность у флагманов гораздо ниже.
Смотрите: по итогам 9 месяцев 2021-го около 21,7% крупных и средних организаций были нерентабельны (несли убытки с продаж), а еще 32,3% имели рентабельность в пределах 0-5%. Это значит, что 54% флагманов страны были либо операционно убыточны, либо низкорентабельны. Соответственно, медианная рентабельность продаж у флагманов РБ меньше 5%.
По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 44% и это лучший показатель в стране. Первое место столицы можно связать с удельным весом частного сектора в экономике города и с тем, что в Минске зарегистрированы головные организации многих компаний с отделениями по всей Беларуси.
Среди областей меньше всего нерентабельных и низкорентабельных флагманов нашлось в Гродненской области – 48,4%. На последнем месте оказалась Могилевская область с долей 67,2%.
К слову, Могилевщина также занимает последние места по уровню средней зарплаты, а работники флагманских компаний региона больше времени проводят на работе относительно остальных белорусов.
В Брестской области удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов составил 51%, в Витебской – 57,9%, в Гомельской – 60,4%, в Минской – 56,6%. Заметно, что в западных регионах (Брестчина и Гродненщина) доля уязвимых предприятий ниже, чем в восточных (Витебщина, Гомельщина и Могилевщина).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!