Курсы валют Нацбанка РБ
23 ноя24 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
23 ноя24 ноя
USD 102,5761 102,5761 +0,0000
EUR 107,4252 107,4252 +0,0000
BYN 29,9317 29,9317 +0,0000
CNY 13,9427 13,9427 +0,0000
PLN 24,5679 24,5679 +0,0000

все курсы валют

Белорусские транспортники покатились по наклонной

Лидеры транспортной отрасли обновили статистику за 2021 год. Валовые показатели переместились в «красную» зону.

Последний месяц лета не порадовал хорошими данными от флагманов транспорта. Перевозки грузов в тоннах сократились к 2020 году на 6,9%, грузооборот в тонно-километрах — на 8,9%.

Индекс грузооборота транспорта стал самым низким с марта 2020 года, индекс грузовых перевозок — самым плохим с февраля 2021 года. Оба индекса находились ниже 100% (падение объемов) также и в августе 2019—2020 гг. Таким образом, снижение к уровню 2018 года продолжается третий год подряд.

Перевозки пассажиров транспортом сократились к сопоставимому периоду прошлого года впервые с марта (на 0,1%). При этом в августе 2020-го объем пассажирских перевозок в пересчете на людей падал к 2019 году на 19,5%. То есть сокращение идет даже к низкой базе кризисного 2020 года.

В 2018—2019 гг. август также не блистал: было снижение пассажирских перевозок к 2018-му на 0,2% и 0,5% соответственно. Выходит, что выстраивается цепочка падения перевозок пассажиров длиной в 4 года.

На 1 июля 2021 года среди флагманов транспорта около 31,9% не имели собственных оборотных средств, а еще 10,3% имели оборотку, но ниже отраслевого норматива. С начала текущего года объем собственной оборотки на транспорте упал с 1,661 до 1,260 млрд BYN. На воздушном транспорте в отчетные даты собственная оборотка отрицательна, что иллюстрирует ее вымывание и закредитованность.

За 7 месяцев 2021-го по сухопутному и трубопроводному транспорту было уволено 12,4 тыс. человек при принятых 9,2 тыс. Нетто-отток кадров составил 3,2 тыс. человек, а коэффициент замещения уволенных работников принятыми — всего 74,2%.

Средняя рентабельность продаж по транспортной отрасли в январе—июле составила 8,4% против 7,1% годом ранее. Однако медианная рентабельность намного ниже. На это указывает разбивка флагманов отрасли по уровню рентабельности.

По итогам 7 месяцев около 25,1% компаний отрасли отразили отрицательную рентабельность, 37,4% компаний — рентабельность в пределах 0–5%. Получается, что медиана по рентабельности у флагманов находится ниже 5%. Только 6% лидеров отрасли показали рентабельность выше 20% и лишь 3,1% — выше 30%.

Суммарные долги крупных и средних предприятий транспорта на 1 августа составили 7,286 млрд BYN. В 2021 году значительно выросли текущие платежи транспортников по кредитам и займам: за 7 месяцев флагманы отрасли направили на эти цели 1,726 млрд BYN (+31% к 2020 году).

По итогам августа 2021-го сезонно сглаженный индекс настроений на транспорте составил минус 13,3 (против минус 10,6 в июле), что существенно ниже среднего исторического значения. Отрицательный индекс говорит, что пессимистичные настроения в отрасли по частоте преобладают над оптимистичными.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2021-09-17


Новости по теме: