USD нал EUR нал
3,1160 / 3,1240 3,4360 / 3,4450
Курсы валют Нацбанка РБ
09 апр10 апр
1 USD 3,1451 3,1642 +0,0191
1 EUR 3,4333 3,4950 +0,0617
100 RUB 3,6536 3,6437 −0,0099
10 PLN 8,0089 8,1475 +0,1386
10 CNY 4,2208 4,2286 +0,0078

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
09 апр10 апр
USD 85,4641 86,0923 +0,6282
EUR 93,7755 95,0910 +1,3155
BYN 27,1737 27,2082 +0,0345
PLN 21,7632 22,1727 +0,4095
CNY 11,5664 11,6352 +0,0688

все курсы валют

Белорусские транспортники покатились по наклонной

Лидеры транспортной отрасли обновили статистику за 2021 год. Валовые показатели переместились в «красную» зону.

Последний месяц лета не порадовал хорошими данными от флагманов транспорта. Перевозки грузов в тоннах сократились к 2020 году на 6,9%, грузооборот в тонно-километрах — на 8,9%.

Индекс грузооборота транспорта стал самым низким с марта 2020 года, индекс грузовых перевозок — самым плохим с февраля 2021 года. Оба индекса находились ниже 100% (падение объемов) также и в августе 2019—2020 гг. Таким образом, снижение к уровню 2018 года продолжается третий год подряд.

Перевозки пассажиров транспортом сократились к сопоставимому периоду прошлого года впервые с марта (на 0,1%). При этом в августе 2020-го объем пассажирских перевозок в пересчете на людей падал к 2019 году на 19,5%. То есть сокращение идет даже к низкой базе кризисного 2020 года.

В 2018—2019 гг. август также не блистал: было снижение пассажирских перевозок к 2018-му на 0,2% и 0,5% соответственно. Выходит, что выстраивается цепочка падения перевозок пассажиров длиной в 4 года.

На 1 июля 2021 года среди флагманов транспорта около 31,9% не имели собственных оборотных средств, а еще 10,3% имели оборотку, но ниже отраслевого норматива. С начала текущего года объем собственной оборотки на транспорте упал с 1,661 до 1,260 млрд BYN. На воздушном транспорте в отчетные даты собственная оборотка отрицательна, что иллюстрирует ее вымывание и закредитованность.

За 7 месяцев 2021-го по сухопутному и трубопроводному транспорту было уволено 12,4 тыс. человек при принятых 9,2 тыс. Нетто-отток кадров составил 3,2 тыс. человек, а коэффициент замещения уволенных работников принятыми — всего 74,2%.

Средняя рентабельность продаж по транспортной отрасли в январе—июле составила 8,4% против 7,1% годом ранее. Однако медианная рентабельность намного ниже. На это указывает разбивка флагманов отрасли по уровню рентабельности.

По итогам 7 месяцев около 25,1% компаний отрасли отразили отрицательную рентабельность, 37,4% компаний — рентабельность в пределах 0–5%. Получается, что медиана по рентабельности у флагманов находится ниже 5%. Только 6% лидеров отрасли показали рентабельность выше 20% и лишь 3,1% — выше 30%.

Суммарные долги крупных и средних предприятий транспорта на 1 августа составили 7,286 млрд BYN. В 2021 году значительно выросли текущие платежи транспортников по кредитам и займам: за 7 месяцев флагманы отрасли направили на эти цели 1,726 млрд BYN (+31% к 2020 году).

По итогам августа 2021-го сезонно сглаженный индекс настроений на транспорте составил минус 13,3 (против минус 10,6 в июле), что существенно ниже среднего исторического значения. Отрицательный индекс говорит, что пессимистичные настроения в отрасли по частоте преобладают над оптимистичными.

2021-09-17