USD нал EUR нал
3,2410 / 3,2450 3,4840 / 3,4900
Курсы валют Нацбанка РБ
25 апр26 апр
1 USD 3,2421 3,2385 −0,0036
1 EUR 3,4640 3,4740 +0,0100
100 RUB 3,4968 3,5030 +0,0062
10 CNY 4,4510 4,4416 −0,0094
10 PLN 8,0147 8,0476 +0,0329

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
24 апр25 апр
USD 93,2918 92,5058 −0,7860
EUR 99,5609 98,9118 −0,6491
BYN 28,6672 28,5327 −0,1345
CNY 12,8396 12,7183 −0,1213
PLN 22,9726 22,8878 −0,0848

все курсы валют

Как вступили в 2021 год белорусские машиностроители

Чиновники любят называть Беларусь сборочным цехом, а машиностроение — основой промышленности. Посмотрим, как флагманы машиностроения пережили кризис.

Машиностроение — это отрасль по производству машин и оборудования. В таком определении от властей главными машиностроительными предприятиями являются БЕЛАЗ и МТЗ. БЕЛАЗ находится в Жодино, головная компания МТЗ — в Минске.

В 2020 году на БЕЛАЗе заметно сократилась среднесписочная численность работников — 10614 человек против 11185 в 2019-м. Это может быть связано как с кадровой оптимизацией, так и с больничными во время эпидемии коронавируса.

Выручка БЕЛАЗа существенно сократилась. Если в 2019 году она составляла 1,643 млрд BYN, то в 2020-м — только 1,018 млрд BYN.

В 2018 году выручка была еще выше — 2,123 млрд BYN. Таким образом, даже в номинале выручка жодинцев сократилась более чем вдвое.

Согласно отчету за 2020 год около 80,25% продукции завода составили карьерные самосвалы. Поэтому кратное падение выручки связано с резким сокращением продаж этой техники.

Прибыль от реализации продукции упала с 354,3 млн BYN в 2019-м до 195,3 млн BYN в 2020-м. В докризисном 2018 году прибыль от реализации достигала 473,5 млн BYN.

Чистая прибыль БЕЛАЗа снизилась драматическим образом: в 2018 году она составила 328,5 млн BYN, в 2019-м — 265,6 млн BYN, а в 2020-м — 30,8 млн BYN. При этом есть свидетельства, что в 2020 году предприятие воспользовалось особым порядком списания убытков по негативным курсовым разницам.

На 1 января 2021 года расходы будущих периодов у БЕЛАЗа достигли 109 млн BYN против 967 тыс. BYN годом ранее. Если основу таких расходов составили курсовые разницы, то по сути в прошлом году предприятие сработало с чистыми убытками.

Во всяком случае, по международным стандартам БЕЛАЗ был бы вынужден отразить все убытки без исключения. По национальным стандартам согласно спецуказам разрешено растягивать этот процесс во времени.

Долгосрочные обязательства БЕЛАЗа за 2020 год увеличились с 65,7 до 394,5 млн BYN. Кратный рост этих долгов объясняется размещением облигаций компании.

Финансовая картина по МТЗ несколько лучше, чем по БЕЛАЗу. Выручка тракторного завода выросла с 1,617 млрд BYN в 2019-м до 1,773 млрд BYN. Прибыль от реализации у МТЗ увеличилась со 176,7 до 290,2 млн BYN.

А вот чистая прибыль МТЗ сократилась на порядок — с 99,7 млн BYN за 2019 год до 8,2 млн BYN за 2020-й. Падение чистой прибыли предприятия в основном вызвано негативными курсовыми разницами.

В отличие от БЕЛАЗа, у МТЗ нет явных признаков частичного отражения убытков по курсовым — расходы будущих периодов у компании даже упали за 2020 год.

МТЗ также характерна значительная краткосрочная дебиторка. На 1 января 2021 года она составила 1,153 млрд BYN в эквиваленте. Основу этой дебиторки слагают долги за поставленную технику от товаропроводящей сети (отсрочка платежа).

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2021-04-23


Новости по теме: