Власти задумали еще один этап модернизации МТЗ. При этом бюджетных денег на это нет, чиновники предлагают брать иностранные займы. Каковы перспективы тракторного гиганта всея Беларуси?
Год назад у Минского тракторного завода сменился генеральный директор. Вместо Федора Домотенко им стал бывший министр промышленности Виталий Вовк.
Домотенко оставил после себя нелегкое наследство. За
Например, в 2015 году вышел указ об эмиссии облигаций МТЗ. По указу предприятию разрешили выпустить облигации на сумму до 150 млн USD. При этом власти прописали право выпуска облигаций без учета отдельных положений указа № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг».
На то время кусочек документа звучал следующим образом: «Если значение коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, рассчитанных на последний день месяца квартала, предшествующего кварталу, в котором принято решение о выпуске облигаций, ниже нормативных значений коэффициентов, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), то юридическим лицам, указанным в части второй настоящего подпункта, отказывается в государственной регистрации облигаций.».
Что значит процитированное? Оно означает, что эмиссия облигаций запрещена для предприятий,
Перед самым увольнением Федор Домотенко дал интервью крупному белорусскому порталу порталу. В нем он сообщил, что просроченная внешняя дебиторка МТЗ составила 340 млн BYN. При этом основная часть проблемной дебиторки завода сложилась в
1 квартал 2020 года МТЗ закрыл с убытком 149,2 млн BYN. На работе завода негативно отразилась девальвация белорусского рубля. 2 квартал скорее всего будет в плюсе, так как власти приняли указ о списании курсовых разниц в особом порядке. Этот документ поможет предприятию временно не показывать понесенные потери.
26 июня МТЗ посетил
Головченко добавил, что «все мировые производители хотят участвовать в тендерах», но «одно из условий завода — они должны приходить со своими деньгами, чтобы это не ложилось на бюджет». По сути, чиновники хотят модернизировать МТЗ за зарубежные деньги и ничего не давать на модернизацию из бюджета.
Понятное дело, что просто так давать деньги не будут. На модернизацию пустят заемные ресурсы. Это увеличит долги предприятия.
На 1 апреля долгосрочные обязательства тракторного завода составили 550,2 млн BYN, краткосрочные — 846 млн BYN. Еще 166,9 млн BYN было заморожено в складских запасах, а краткосрочная дебиторка достигла 1,172 млрд BYN.
На 1 июня в физическом выражении складские запасы тракторов для сельского и лесного хозяйства в Беларуси составили 5 тыс. штук (180,7% месячного объема выпуска). С начала года запасы выросли на тысячу единиц.
Примечательно, что производство тракторов в стране за май обвалилось на 23,3% к 2019 году, хотя до этого росло.
Основным экспортным рынком для белорусских тракторов остается Россия. За 4 месяца
Захотят ли россияне купить МТЗ за долги, если белорусы провалят модернизацию завода? Скорее всего нет, российский рынок является конкурентным, заместить продукцию МТЗ относительно легко. К тому же, в последние годы РФ сделала ставку на сборку тракторов на собственной территории — как из тракторокомплектов, так и с нуля.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!