Прошел 2020 год. Самое время посмотреть, как на практике реализовались обещания чиновников об уменьшении зависимости от российского рынка.
Информация о внешней торговле товарами поступает с большей задержкой, чем производственные показатели. К началу января самые свежие данные об экспорте и импорте — за 11 месяцев.
Декабрьская статистика вряд ли добавит
Уже несколько лет подряд белорусские чиновники пытаются диверсифицировать внешнюю торговлю так, чтобы она описывалась формулой «треть — треть — треть». Первая треть — это страны Евразийского союза (ЕАЭС), вторая — страны Евросоюза (ЕС), третья — так называемая «дальняя дуга» во главе с Китаем.
Диверсификация внешней торговли нужна, чтобы чересчур не зависеть от главного рынка, который может диктовать условия поставщикам. В белорусском случае этот главный рынок является российским. Доля РФ во внешней торговле товарами более 20 лет колеблется около половины.
До
Доля России в товарной торговле Беларуси достигла 47,9%. Это значит две вещи.
По сути, ЕАЭС продолжает существовать для Беларуси как развитие отношений по оси «РБ — РФ» и не более того. Экономические связи с остальными евразийцами остаются слабее, чем с «вражеским» Западом.
Доля торговли с Евросоюзом составила 19,2%. Однако здесь есть существенная специфика. На эти рынки формально идут нефтепродукты, выработанные из российской нефти. Кроме того, в Германию на НПЗ «Роснефти» экспортируется нефть, добытая в Гомельской области.
Иначе говоря, торговля с ЕС — не более чем первая производная от торговли с Россией. Не будет прежних поставок из РФ — не будет больших оборотов с Евросоюзом.
Можно сказать, что внешняя торговля Беларуси
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!