Президент заявил о возможной смене вектора сотрудничества с российского на китайский. Он обосновал это давлением РФ через запреты поставок продуктов. Разбираемся, насколько реальна переориентация на Китай в сегодняшних условиях.
Громкое заявление Лукашенко сделал на встрече с главой Астраханской области. По его словам, «мы торгуем не только в России, уже очень много и в Евросоюзе, но еще больше с Китаем». Глава государства отметил, что «Данкверту надо сказать, чтобы прекращал нас гнобить, а то мы уйдем просто на китайский рынок».
Действительно, торговля с Китайской Народной Республикой занимает значимое место в товарном обороте Беларуси. Правда, удельный вес КНР во внешней торговле весьма далек от доли Евросоюза или России.
По итогам 2019 года доля РФ в торговле товарами составила 49,2%. Это больше, чем совокупный удельный вес следующих 10 стран вместе взятых. Удельный вес России в белорусском экспорте составил 41,2%, в импорте — 55,9%.
Для сравнения: доля всех стран Евросоюза в том же
При этом следует иметь в виду, что подавляющая часть белорусского экспорта в ЕС — нефтепродукты, выработанные из российской нефти. Это значит, что если не будет импорта нефти из РФ, то не будет и большого экспорта в ЕС. По сути, экспорт в Евросоюз — это первая производная от импорта из России.
Более того, белорусский импорт в ЕС во многом формальная вещь. Это хорошо видно по зеркальной статистике Нидерландов и Великобритании.
Оба королевства в ЕС на бумаге являются крупнейшими импортерами белорусских нефтепродуктов, а на деле показывают минимальный импорт таких товаров из нашей страны. Физические поставки нефтепродуктов идут туда, где удобнее и выгоднее по логистике, а огромные потоки на запад ЕС приписаны формально.
Доля Китая во внешней торговле Беларуси в 2019 году составила 6,2%, что ниже, чем удельный вес Украины (8,1%). Экспорт в КНР занял лишь 2,1% от всех поставок из нашей страны, а импорт достиг 9,7%.
К 2018 году экспорт в КНР вырос на 40,2%. Причем главный вклад в увеличение экспорта дала продукция АПК. Но это рост к низкой базе, даже при таких темпах поставки в Китай составили 675,5 млн USD против 13,6 млрд USD в Россию.
По расчетам чиновников, в 2019 году доля РФ в экспорте сельхозпродукции осталась выше ¾. Общий экспорт товаров АПК в
Второй важнейший товар Беларуси на китайском рынке — это калийные удобрения. Поставки по прошлому долгосрочному контракту завершились еще в середине лета 2019 года.
Новый контракт с китайцами на этот сельхозгод до сих пор не подписан. Учитывая обстановку с коронавирусом, вполне возможно, что Белорусская калийная компания вообще пропустит 2019/2020 сельхозгод и очередное соглашение заключат после 30 июня.
Невелика доля Китая в иностранных инвестициях. В 2019 году прямые инвестиции на чистой основе из КНР составили 101,6 млн USD. Основная масса денег вложена в уставные фонды
Инвестиции из России за
Однако с реальным происхождением инвестиций из разных стран, как и с торговлей, тоже есть закавыка. Например, российскими деньгами по происхождению может быть часть инвестиций, прокрученная через Кипр, Швейцарию, островные офшоры.
Российские уши также видны из инвестиций стран ЕС. Летом 2019 года посол Великобритании Фиона Гибб говорила, что большинство британских инвестиций в Беларусь «на самом деле российские» и это «компании из России, у которых есть офис в Лондоне».
Из одной Великобритании инвестиции за 2019 год составили 27,4 млн USD. Так что настоящая сумма инвестиций из РФ заметно превышает официальные 263,6 млн USD.
В целом, выводы для белорусских властей пока неутешительны. Кардинального разворота к Китаю или к Евросоюзу в прошлом году не произошло. Доля России во внешней торговле товарами осталась на уровне 2018 года.
Инвестиции из РФ упали на бумаге
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!