USD нал EUR нал
3,0130 / 3,0195 3,3800 / 3,3850
Курсы валют Нацбанка РБ
18 мая19 мая
1 USD 3,0099 3,0134 +0,0035
1 EUR 3,3722 3,3748 +0,0026
100 RUB 3,7282 3,7156 −0,0126
10 PLN 7,9505 7,9504 −0,0001
10 CNY 4,1615 4,1521 −0,0094

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
18 мая19 мая
USD 80,7689 80,7689 +0,0000
EUR 90,7062 90,7062 +0,0000
BYN 26,8032 26,8032 +0,0000
PLN 21,3375 21,3375 +0,0000
CNY 11,1593 11,1593 +0,0000

все курсы валют

Стало известно, на что пошли белорусы ради кредита ЕФСР

Недавно Минфин Беларуси получил 500 млн USD из средств евразийского фонда. Проясняем, что пообещали сделать власти в следующие годы.

Евразийский банк развития (ЕАБР) управляет средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Главным акционером ЕАБР является российское правительство. Поэтому ЕФСР по сути второй карман Москвы для кредитования потребностей Минска.

Кредит в размере 500 млн USD был выдан на основании соглашения между Беларусью и ЕАБР, а также заявки на выдачу средств от белорусских властей. Деньги предоставили не просто так, а под программу мер правительства и Нацбанка по противодействию COVID-19 в экономической, финансовой и социальной сферах.

Ставка по кредиту привязана к доходности 7-летних российских евробондов. Проценты по кредиту будут выплачиваться до 10 лет по срокам 30 апреля и 30 октября. Таким образом, первая выплата состоится уже в конце апреля 2021 года.

По уплате основного долга установлен льготный период — не больше 5 лет. После окончания 5 лет выплаты тела кредита будут идти 30 апреля и 30 октября по 50 млн USD в каждую из дат.

Управляющий средствами ЕФСР отмечает, что к 1 сентября 2020 года Беларусь выбрала весь лимит доступа к средствам фонда. Поэтому, чтобы выдать еще 500 млн USD в 2020-м евразийцам пришлось перераспределить эту сумму из лимита России в пользу Беларуси.

Евразийцы обращают внимание, что ко времени выдачи кредита у Беларуси не было неурегулированных долгов перед государствами-участниками ЕАБР и перед основными международными финансовыми организациями. Были востребованы подтверждения от стран-участниц и от Минфина Беларуси.

В ЕФСР обратили внимание, что в 2019 году власти превысили ими же установленный лимит выдачи директивных (нерыночных) кредитов. Вместо первоначальных 0,8 млрд BYN чиновники влили в экономику 1,1 млрд BYN.

По оценкам евразийцев внешние заимствования в структуре госдолга Беларуси превышают 80%. Причем около 8 млрд USD (44% внешнего долга) дает Россия, еще 18% — Китай, 12% — ЕФСР, 20% — евробонды и гособлигации на российском рынке.

Согласно расчетам управляющего средствами ЕФСР пик выплат по долгу придется на 2023 год. В этом году белорусы растратят на погашение и обслуживание обязательств до 4 млрд USD.

Расчеты ЕФСР показывают, что госдолг с учетом гарантий и долгов местных властей упадет ниже 52% ВВП лишь по итогам 2025 года. В 2021 году уровень долга составит около 54%.

В документах евразийцев приводятся меры и намерения правительства и Нацбанка, на которые те согласились, чтобы получить деньги ЕФСР. В частности, власти решили сократить бюджетные расходы к утвержденному плану на 3,9% (порядка 1 млрд BYN).

Также чиновники согласились не допускать никаких просрочек по выплате госдолга и поддерживать процентные ставки в экономике на положительном уровне в реальном выражении. Это значит, что ставки по рыночным кредитам будут заведомо выше уровня годовой инфляции.

Впрочем, есть ложка дегтя в бочке с медом. Правительство не намерено отказываться от нерыночного кредитования. Выдача директивных кредитов сохранится в 2021—2022 гг. Раньше власти обещали, что перестанут выдавать директивные кредиты к 2020 году. Теперь выполнение обещания сдвигается на 3 года вперед.

2020-12-29