USD нал EUR нал
2,9090 / 2,9240 3,4060 / 3,4200
Курсы валют Нацбанка РБ
25 дек26 дек
1 USD 2,9127 2,9127 0,0000
1 EUR 3,4342 3,4342 0,0000
100 RUB 3,7094 3,7094 0,0000
10 PLN 8,1245 8,1245 0,0000
10 CNY 4,1423 4,1423 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
24 дек25 дек
USD 78,5850 78,4368 −0,1482
EUR 92,8137 92,4742 −0,3395
BYN 26,9801 26,9302 −0,0499
PLN 21,9217 21,8804 −0,0413
CNY 11,1497 11,1824 +0,0327

все курсы валют

Белорусские транспортники на порядок нарастили убытки

Транспортный сектор стал одной из наиболее пострадавших отраслей экономики во время кризиса. Посмотрим, с какими результатами транспорт подошел к 2021 году.

Производственные и финансовые показатели крупных и средних предприятий в Беларуси появляются с разным лагом — через 0,5 и 1,5 месяца после окончания отчетного периода. Поэтому в декабре доступна информация за 11 месяцев по грузовым и пассажирским перевозкам и за 10 месяцев — по финансам транспорта.

В январе—ноябре 2020-го перевозки грузов упали к прошлому году на 7,1% в физическом весе (в пересчете на тонны). Пассажирские перевозки в человеках сократились на 17,8%.

Отдельно по ноябрю перевозки пассажиров просели более существенно, чем за 11 месяцев в целом, — на 20,8%. При этом в ноябре 2019-го пассажирские перевозки уменьшились к 2018 году на 0,6%.

Иными словами, падение пассажирских перевозок продолжается даже к низкой базе. Судя по всему, это связано со второй волной коронавируса.

Что касается финансовых показателей, то за 10 месяцев выручка предприятий-флагманов на транспорте выросла на 2,6% к 2019 году. За такой же период прирост тарифов на перевозку грузов составил 12,5%, а цены в экономике (по дефлятору ВВП) увеличились на 11,8%. Следовательно, в реальном выражении выручка транспорта сократилась к 2019 году.

Прибыль от реализации продукции у крупных и средних предприятий транспорта за 10 месяцев упала на 2%. Ясно, что с поправкой на темпы инфляции в экономике снижение прибыли было еще более глубоким.

Средняя рентабельность продаж на транспорте в 2020-м составила 7,6% (против 8% в 2019-м). Но средний показатель — это как средняя температура по больнице. Если посмотреть на распределение транспортных компаний по рентабельности, то 67,2% (две трети) были либо нерентабельны, либо низкорентабельны.

По итогам 10 месяцев 25,1% флагманов транспорта являлись нерентабельными (несли убытки с продаж), а еще 42,1% имели рентабельность в пределах 0–5%. В группу высокорентабельных (рентабельность от 30%) входили только 2,1% предприятий.

Конечный результат работы компании — чистая прибыль (или убыток). На этот результат влияют долговая нагрузка и курсовые разницы. За 10 месяцев чистая прибыль транспортных предприятий сократилась в 2,2 раза до 356,4 млн BYN.

Доля убыточных предприятий по конечному результату в отрасли выросла с 16,6% до 23%, а размер убытков подскочил в 11 раз — до 571,5 млн BYN.

Суммарные долги крупных и средних транспортных компаний на 1 ноября составили 7,3 млрд BYN. С начала 2020 года они увеличились на 23,2%.

2020-12-21