В Беларуси свыше 50% компаний-флагманов убыточны или низкорентабельны
Главные предприятия страны показывают стабильно низкую эффективность. Во время кризиса они первые кандидаты на выбывание из экономической жизни.
Один из основных показателей эффективности работы бизнеса — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж — это соотношение прибыли от реализации продукции и выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее бизнес.
Рентабельность продаж хороша тем, что позволяет взглянуть на предприятие в отрыве от его размеров и долговой нагрузки. Долговая нагрузка влияет на прибыль (убытки) от инвестиционной и финансовой деятельности, но не на прибыль (убытки) от реализации.
Тем самым видно, насколько живуче предприятие, если оказать ему господдержку. Если рентабельность низка или вообще отрицательна, то высоки шансы, что компания придет к ликвидации даже после денежных вливаний. Эти шансы на банкротство особенно увеличиваются в кризисное время.
Также рентабельность — это относительный показатель, а не абсолютный. Последнее позволяет корректно сравнивать предприятия, которые отличаются по размерам выручки и прибыли в десятки раз.
Власти обновляют информацию о рентабельности флагманов через 1,5 месяца по окончании отчетного периода. Таким образом, данные за 10 месяцев появляются в декабре.
По итогам января—октября 53,5% крупных и средних компаний относились к низкоэффективным. В 2020 году 20,9% таких бизнесов были нерентабельны, а еще 32,7% имели рентабельность в пределах 0–5%.
Доля низкоэффективных компаний была ниже половины только в Минске (45,2%) и в Брестской области (49,1%). В Минске это связано с большей долей частного сектора в экономике и концентрацией в столице высокоприбыльных головных офисов, а на Брестчине повлияли меньшие масштабы так называемой модернизации.
Аутсайдер по удельному весу низкоэффективных предприятий — Могилевская область (65,9%). На Могилевщине 23,4% убыточных
Остальные области выстроились по доле низкоэффективных предприятий так: Витебская — 60,1%, Гомельская — 57,4%, Гродненская — 50,6%, Минская — 54,3%. Чаще всего убыточные компании встречались в Витебской и Минской областях (24,4% и 24,3% соответственно), реже всего — в Брестской (16,5%).
В промышленности за 10 месяцев набралось 47% убыточных и низкорентабельных организаций, в сельском хозяйстве — 60,8%, в строительстве — 51,1%, на транспорте — 67,2%, в торговле — 76,1%, среди гостиниц и ресторанов — 87,4%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!