В понедельник Лукашенко встречался с премьером Романом Головченко. Содержание беседы дает настораживающие сигналы о будущем белорусской экономики.
Лукашенко начал разговор с Головченко с того, что «очень хотелось бы, чтобы в этом году назло, как в народе говорят, нашим врагам и недругам экономика у нас сработала по крайней мере не хуже, чем у окружающих нас стран». Он добавил, что было бы неплохо сохранить ВВП на уровне 2019 года.
Отметим, что даже по оптимистичным оценкам Минэкономики образца сентября экономика Беларуси должна сократиться в 2020 году на 0,6%. При этом по факту падение ВВП за 9 месяцев составило 1,3%.
Получается, чтобы выйти на рубежи, которые обозначил Лукашенко, нужно нарастить ВВП в 4 квартале почти на 4%. В 3 квартале падение ВВП к 2019 году не прекращалось. Следовательно, в конце года власти хотят увидеть резкое ускорение экономики.
Тем не менее, Роман Головченко взял под козырек и заявил, что правительство будет пробовать обеспечить нулевое падение ВВП. Головченко отметил, что «в целом экономика Беларуси чувствует себя лучше, чем экономика региона в целом, в том числе и благодаря тем выверенным и точечным мерам по поддержке экономического роста, которые принимаются в стране».
Головченко не уточнил, какие меры поддержки роста принесли желаемый эффект. Публичные документы о господдержке имели весьма ограниченное применение.
Например, по данным Госкомимущества, на 1 октября по указу № 143 «О поддержке экономики» поддержку в виде льгот и преференций по арендной плате, возмещению ссудодателям расходов, рассрочки по приобретенному имуществу получили 7 976 субъектов хозяйствования.
При этом общая сумма поддержки согласно указу № 143 составила лишь 30,805 млн BYN. Это значит, что в среднем получатель господдержки распорядился 3 862 BYN. Подобные деньги значительны только для микропредприятий.
Скорее всего, основная часть поддержки прошла в непубличном режиме. По оценкам портала tut.bу, размер вливаний составил не менее 2 млрд BYN.
Также уменьшению спада ВВП способствовало накопление складских запасов в промышленности. Уровень этих запасов все еще остается у
Головченко заявил, что «задача выйти на стопроцентный рост экономики — достаточно напряженная, необходимо изыскать дополнительные ресурсы» и «правительство настроено эту задачу выполнить».
В сентябре годовая инфляция в Беларуси составила 6,1%. Если декабрьская инфляция достигнет 9,9%, то это будет в пределах ожидаемого премьером.
Чтобы инфляция ускорилась до такой величины (9,9%) всего за 3 месяца, нужен рост цен за 4 квартал около 4,9%. При этом за 9 месяцев вся инфляция составила 4,7%. Значит в экономике должен произойти всплеск цен, какого не было со времен кризиса
За счет чего может состояться ускорение инфляции? За счет девальвации в сочетании с большим рублевым кредитованием. Видимо, Нацбанк не случайно продлил по 19 января приостановку выдачи кредитов овернайт. Это купирует хотя бы один канал поступления в экономику «лишних» рублей.
Откуда появятся деньги на вливания в экономику? На этот случай есть подходящий кандидат — Минфин. По сентябрьским расчетам ведомства, дефицит бюджета на 31 декабря будет колебаться в пределах 3–5 млрд BYN. На 1 октября дефицит на уровне республики составлял 1,851 млрд BYN. Вот и считайте, каковы резервы властей по выходу на желаемое сохранение ВВП.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!