Нацбанк подсчитал, что в ближайшее время не стоит ждать обвальной девальвации белорусского рубля. Оценки регулятора касаются эффективного реального курса. Насколько эти расчеты применимы к российскому рублю?
Специалисты НБРБ регулярно обновляют информацию об изменении реального курса белорусского рубля по отношению к валютам стран, с которыми торгует Беларусь. Отличие реального курса от номинального состоит в том, что реальный курс учитывает разницу в инфляциях у нас и за границей.
Для Беларуси в целом характерна высокая инфляция. Мы часто входим в топ самых инфляционных стран Европы. Поэтому нередко возникает ситуация, когда ослабление белорусского рубля, которое в теории стимулирует наш экспорт, не дает эффекта. Эффект съедает большой рост цен в Беларуси: издержки производителей в рублях растут быстрее, чем у соседей в их валютах.
В 2020 году складывается аналогичная расстановка стран по темпам инфляции. У нас власти изо всех сил пытаются сохранить инфляцию на уровне 5–6%, а зона евро балансирует на грани между супернизкой инфляцией и падением цен.
Есть существенная разница в инфляциях между Беларусью и Россией. Две недели назад в Нацбанке сообщили, что у нас ускорение роста цен может продлиться до конца полугодия.
В России открытость информации по инфляции гораздо больше: соседи публикуют недельные индексы роста потребительских цен. В апреле годовая инфляция в РФ составила 3,1%, но российские эксперты исходя из недельных данных прогнозируют замедление до 3% и ниже уже по итогам мая.
Вывод таков, что для сохранения конкурентоспособности экспортеров белорусский рубль должен медленно девальвироваться по отношению к российскому. Иначе часть конкурентных преимуществ на соседском рынке будет отгрызать наша высокая инфляция. Размер ослабления белорусского рубля в паре BYN/RUB задает разница инфляций в РБ и РФ.
«Равновесный» коридор колебаний курса BYN/RUB, который нейтрален для экспортеров и импортеров, можно численно оценить, если знать несколько вещей: точку отсчета, динамику номинальных курсов и индексы реальных курсов. Статистика по курсам есть в наличии, остается найти лишь точку отсчета для адекватного определения равновесного диапазона.
По нашим оценкам, отсчет стоит вести с 2014 года, когда ЦБ РФ отпустил российский рубль в свободное плавание, а Нацбанк Беларуси таргетировал курс к доллару. В результате произошла девальвация, а курс BYN/RUB вернулся в «равновесный» диапазон только летом 2016 года.
Так вот, по состоянию на апрель 2020 года расчеты banki24.by дают «равновесный» диапазон на уровне 3,22–3,29 BYN за 100 RUB. Средний официальный курс за апрель сложился на отметке 3,32 BYN за 100 RUB. Из этого следует, что номинальный курс в апреле находился вблизи «равновесного» коридора.
На том же уровне оказался средний курс по итогам 25 дней мая. Значит при прочих равных условиях никакая серьезная коррекция в паре BYN/RUB пока не предвидится.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!