Нацбанк отчитался о росте ЗВР в апреле после рекордного падения в марте. Но корректно ли говорить об увеличении официальных резервов? Оцениваем реальную ситуацию и делаем прогноз до конца мая.
В
И в этом заключается первая странность официальных данных. Согласно таблице на сайте регулятора рост составил не 96,2, а 96,4 млн USD. Если быть более точным, то подъем ЗВР был эквивалентен 96 445 960 USD. Довольно странно видеть у Нацбанка расхождение между
Но это не главное. Главное то, каким образом власти показали небольшой рост резервов после обвального падения в марте. Напомним, в марте ЗВР сократились на максимальную величину за все время ведения статистики — на 1,018 млрд USD.
Если разбирать факторы роста резервов, то окажется, что главный вклад в копилку властей внесло монетарное золото. Сумма резервных активов по этой статье ЗВР увеличилась за апрель на 143,5 млн USD. В пересчете на относительные показатели «металлическая» часть резервов возросла на 5,6%.
Таким образом, без золота власти не показали бы увеличение ЗВР. Логика здесь проста: золота стало на 143,5 млн USD больше, но резервы в целом выросли на 96,4 млн USD. Значит остальная часть копилки Минфина и Нацбанка за месяц усохла на 47,1 млн USD.
И это еще не все. Пересчет физического золота в доллары идет по котировкам London Bullion Market Association. Если брать эти котировки на отчетные даты, то цена золота в апреле выросла на 5,8%.
Получается, что весь рост стоимости золота в ЗВР Беларуси объясняется ростом цен на данный металл. Следовательно, с этой точки зрения заслуги властей в росте резервов минимальны. Если бы цены на золото не росли так быстро, белорусы вполне увидели бы отсутствие роста или даже падение резервов.
Важные факторы поддержки резервов — уменьшение волатильности на рынке нефти и период уплаты квартальных налогов и годовых дивидендов госкомпаний. Эти факторы перевернули ситуацию с покупкой и продажей валюты
Сравните: в марте
Что касается населения, то оно резко сократило покупку валюты у банков. За март
За апрель чистая продажа валюты
Такую ситуацию на валютном рынке нельзя назвать устойчивой. По сути, размер ЗВР зависит от колебаний конъюнктуры на фоне мирового кризиса и девальвационных настроений внутри страны. В одном месяце они благоприятны для властей, в другом — наоборот.
Определенные опасения вызывает снижение активности населения в наличном сегменте рынка. В апреле валовая покупка кэша стала самой низкой за 36 месяцев, валовая продажа — за 51 месяц. Белорусы все еще осторожничают и слабо доверяют словесным интервенциям властей.
Также важно, что чистая покупка валюты с учетом безнала сохраняется 5 месяцев подряд. За это время белорусы выкупили у банков 564,8 млн USD.
В общем, апрельская стабилизация ЗВР и валютного рынка произошла за счет стечения целого перечня благоприятных обстоятельств. В мае, чтобы «заморозить» положение вещей, нужно будет приложить заметно больше усилий.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!