Белорусский рубль укрепляет свои позиции к доллару. К 20 апреля курс откатился на позиции месячной давности. Значит ли это, что Беларусь прошла черную полосу?
Для большинства населения главным индикатором стабильности в экономике до сих пор является курс доллара. Если белорусский рубль девальвируется, белорусы настораживаются и бегут покупать валюту. Если происходит обратное, панические покупки затихают.
Рекордный курс доллара Нацбанк установил на 24 марта — 2,6396 BYN за 1 USD. После этого курс покрутился пару недель в районе 2,57–2,60 BYN и на фоне переговоров о сделке в рамках ОПЕК+ началось последовательное укрепление белорусского рубля.
За счет апрельской сделки ОПЕК+ российский рубль окреп с 80 до 74 RUB за 1 USD. Это позволило белорусским властям следовать в фарватере России и не палить ЗВР на валютные интервенции.
Наверняка сыграла роль и психология масс. Так как тренд на обвал белорусского рубля к доллару был сломлен, покупатели валюты стали дожидаться установления более выгодного курса, а не бросаться в обменники с охапками рублей.
Если выделять внутренние факторы поддержки «зайчика», то это квартальные налоги и уплата в бюджет предприятиями с госдолей дивидендов за 2019 год. Этот хороший для Минфина период завершается на текущей неделе.
По наполнению бюджета еще действует инерция I квартала. В апреле предприятия внесут в казну деньги по итогам работы в марте, январе—марте, а то и по 2019 году (дивиденды). На то время кризис либо еще не начался, либо только разворачивался.
В апреле на карантин ушел главный торговый партнер Беларуси — Российская Федерация. Экономическая активность затухает с определенным лагом. Поэтому разрыв производственных цепочек, логистики и падение спроса россиян проявится в полной мере к концу весны.
Снижение спроса в РФ грозит недозагрузкой мощностей, простоями, вынужденными отпусками и увольнениями на предприятиях промышленности и АПК Беларуси. Уже сейчас СМИ и социальные сети пестрят сообщениями о переходе на
Сокращение выручки компаний и неполная занятость их работников ведут к проблемам с исполнением бюджета. Республиканский бюджет потеряет часть поступлений по НДС, а местные бюджеты недоберут подоходный налог (
Пенсии и пособия для большинства белорусов выплачиваются из Фонда соцзащиты. Бюджет ФСЗН также ожидают большие проблемы. Работодатели на проблемных предприятиях сократят фонд оплаты труда, что автоматически приведет к дефициту отчислений в ФСЗН.
Меньше отчислений в Фонд соцзащиты — меньше денег на выплату пенсий и пособий. Управляющий ФСЗН обратится в Минфин за экстренным финансированием. Однако к тому моменту у самого Минфина будут значительные проблемы
Валютные доходы Минфина образуются за счет поступлений от внешней торговли. Главными видами таких поступлений от ВЭД являются экспортные пошлины на нефтепродукты и калийные удобрения.
Размер пошлин на нефтепродукты, которые выработаны из российской нефти и экспортируются за пределы ЕАЭС, целиком зависит от того, какие ставки установит Минфин РФ. Размер ставок определяется по итогам мониторинга цен на нефть Urals.
Ставки нефтяных пошлин с 1 мая уже обозначены — в расчет взят период с 15 марта по 14 апреля. За этот период средняя цена Urals составила всего 19 USD. Поэтому ставки пошлин в мае будут минимальными с 2002 года.
По данным Минфина России, пошлина на светлые нефтепродукты и масла понизится до 2,0 USD за тонну, на темные — 6,8 USD. Пошлина на экспорт товарного бензина упадет до 2,0 USD за тонну, прямогонного (нафта) — до 3,7 USD.
Для сравнения: в апреле пошлина на прямогонный бензин составляет 28,6 USD, на бензины и дизтопливо — 15,6 USD, на мазут и прочие темные нефтепродукты — 52 USD. Это значит, что в мае доход бюджета по данному источнику сократится в разы по сравнению с апрелем.
На мировом рынке калийных удобрений отмечается просадка спроса и снижение спотовых цен. Для Беларуси это усугубляется отсутствием долгосрочного контракта с Китаем с июля 2019 года. Также отраслевые инсайдеры утверждают, что 31 марта завершился долгосрочный контракт с Индией. В 2020 году ставка пошлины на экспорт калийных удобрений равна 55 EUR за тонну.
На этом фоне совсем не случайным выглядит желание Минфина как можно скорее получить финансирование от МВФ и ЕФСР. Чиновники рассчитывают на принятие решения по экстренному кредиту МВФ до конца апреля. В те же сроки власти хотят, чтобы ЕФСР начал рассмотрение пакета финансовой поддержки Беларуси. Вероятно, нашей стране потребуется реструктуризация части долгов перед «евразийцами».
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!