В открытом доступе появились отчеты крупнейших предприятий промышленности — Беларуськалия, МАЗа и МТЗ. Рассмотрим, что они заработали к 2020 году.
Беларуськалий — главное предприятие промышленности Минской области. Выручка Беларуськалия выросла с 4,330 до 4,797 млрд BYN, прибыль от реализации — с 1,261 до 1,519 млрд BYN. Чистая прибыль компании увеличилась с 819,6 до 937,5 млн BYN.
Хорошие результаты Беларуськалий получил за счет января—августа. Уже с сентября производство калийных удобрений пошло на спад: компания объявила о ремонтах на рудоуправлениях.
В 2020 году негативная тенденция продолжилась: долгосрочного контракта с Китаем нет c лета 2019 года, а мировой спрос подточен кризисом и эпидемией коронавируса. Поэтому в текущем году Беларуськалий заметно ухудшит финансовые показатели.
МАЗ нарастил выручку с 1,290 до 1,303 млрд BYN. Если учесть в росте выручки фактор роста цен, то она снизилась в реальном выражении.
Прибыль от реализации МАЗа выросла с 30,1 до 45,2 млн BYN. Несмотря на рост прибыли, рентабельность предприятия осталась низкой — в пределах 3,5%.
Такие предприятия, как МАЗ, уязвимы во время экономического кризиса. В 2015 году завод уже получал от государства финансовую помощь на 1–1,2 трлн BYR.
Чистая прибыль МАЗа составила всего 33 тыс. BYN — мизер для такого огромного предприятия. Правда, в 2018 году вообще был убыток на 81,4 млн BYN. Так что даже этот результат можно считать прогрессом для завода.
До 2019 года МАЗ был убыточен 5 лет подряд. За это время у завода скопился непокрытый убыток в размере 443,1 млн BYN.
В I квартале 2020 года Беларусь уже снизила выпуск грузовиков — на 3,5% до 1 371 штуки. С падением спроса на внешних рынках во II квартале ситуация еще ухудшится.
МТЗ нарастил выручку с 1,472 до 1,617 млрд BYN, но прибыль от реализации упала с 181,7 до 175,5 млн BYN. Зато чистая прибыль тракторного завода увеличилась на порядок — с 2,7 до 100,3 млн BYN. В 2019 году МТЗ насобирал гораздо меньше негативных курсовых разниц.
Тракторный завод имеет большие долги по кредитам и займам: 463,4 млн BYN по долгосрочным и 440,6 млн BYN по краткосрочным. Также у МТЗ на 1 января была огромная краткосрочная дебиторка — 1,085 млрд BYN. Это преимущественно задолженность товаропроводящей сети за поставленные трактора.
В I квартале производство тракторов для сельского и лесного хозяйства выросло на 9,6%. Во II квартале и далее МТЗ вряд ли повторит этот позитивный результат.
Заводу нужно сконцентрироваться на дебиторке. Тем более, что по некоторым поставкам МТЗ ждет оплаты аж с 2010 года.
В 2015 году МТЗ получил масштабную господдержку. Деньги были выделены несмотря на то, что по финансовым индикаторам предприятие соответствовало критериям банкрота.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!