USD нал EUR нал
2,9600 / 2,9620 3,4350 / 3,4390
Курсы валют Нацбанка РБ
14 окт15 окт
1 USD 2,9869 2,9663 −0,0206
1 EUR 3,4631 3,4275 −0,0356
100 RUB 3,6895 3,7090 +0,0195
10 PLN 8,1270 8,0434 −0,0836
10 CNY 4,1757 4,1365 −0,0392

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
14 окт15 окт
USD 80,8548 79,9589 −0,8959
EUR 93,9181 92,6816 −1,2365
BYN 27,0698 26,9558 −0,1140
PLN 21,9935 21,6708 −0,3227
CNY 11,2816 11,1190 −0,1626

все курсы валют

Правительство ожидает жесткий спад в Солигорском районе в 2020 году?

Совмин утвердил удивительный документ об ускоренном развитии отдельных регионов Беларуси. Некоторые показатели наводят на печальные мысли.

18 сентября правительство приняло постановление № 627. Как сообщается, документ был подготовлен «в целях равномерного развития территорий, сокращения разрыва в уровне и качестве жизни населения в регионах».

Целевые параметры ускоренного развития на 2019—2020 гг. были доведены до 10 административно-территориальных единиц. В список вошли города областного подчинения — Барановичи, Пинск, Новополоцк и Бобруйск. Районы были представлены Полоцким, Мозырским, Лидским, Борисовским, Молодечненским и Солигорским.

По сути регионами ускоренного развития были названы территории вокруг крупнейших райцентров с населением чуть меньше 100 тысяч человек или больше этой величины. Просто в одних случаях города успели слить с районами в одно целое, а в других случаях — нет.

Исключение составил Оршанский район, по которому во исполнение поручений президента составлена отдельная программа. Также не совсем понятно, почему чиновники обошли вниманием Жлобинский и Светлогорский районы в Гомельской области и Слонимский район в Гродненской. Есть правдоподобное объяснение: центры этих районов не потянули планку по численности населения.

В отличие от пространного документа по Оршанскому региону постановление Совмина содержит краткие поручения облисполкомам — «обеспечить создание условий и принятие мер для ускоренного социально-экономического развития», а также ежеквартально отчитываться Минэкономики «об эффективности принимаемых мер и достижении целевых параметров».

Никакой конкретики по набору мер и уровню требуемых расходов на ускоренное развитие в совминовском документе нет. Возможно, это и к лучшему: не нужно беспокоить электорат перед выборами.

Также в приложении к постановлению есть табличка с целевыми параметрами ускоренного развития регионов. В перечень параметров вошли номинальная начисленная зарплата, выручка от реализации в расчете на работника, собственные доходы местного бюджета, инвестиции в основной капитал и численность занятого населения. По всем показателям есть ориентиры на 2019 и 2020 годы.

Прогресс по зарплате и выручке измеряется в процентах к среднему уровню по области, по доходам бюджета — в процентах к предыдущему году (без корректировки на инфляцию), по инвестициям — в процентах к предыдущему году (с поправкой на рост цен в строительстве), по занятости — в процентах к прошлому году.

Наиболее любопытное сочетание индикаторов наблюдается в Солигорском районе. Если за 2019 год средний уровень зарплат на Солигорщине составит 146,1% от областного, то в 2020-м — 142,8%. Выручка на работника в 2019-м упадет со 143,3% до 115% от средней по области. Инвестиции в основной капитал вырастут на 3% в 2019-м, но обвалятся на 24% в 2020-м. Численность занятого населения в оба года снизится по 0,5%. Вряд ли такое сочетание факторов можно считать опережающим развитием.

Судя по динамике, можно предположить некие проблемы у главного предприятия региона — Беларуськалия. Интересно, что отгрузки удобрений по китайским и индийским контрактам завершились еще летом, однако переговоры по новым не завершены до сих пор.

В калийной отрасли именно поставки в Китай и Индию задают общий уровень цен на маркетинговый год. По словам гендиректора Беларуськалия, в связи с ремонтами на рудоуправлениях производство удобрений до конца 2019-го может просесть на 30%.

2019-09-20