Курсы валют Нацбанка РБ
01 апр02 апр
1 USD 3,1322 3,1313 −0,0009
1 EUR 3,3882 3,3879 −0,0003
100 RUB 3,6457 3,6551 +0,0094
10 PLN 8,0940 8,0883 −0,0057
10 CNY 4,2632 4,2549 −0,0083

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
01 апр02 апр
USD 85,4963 84,8707 −0,6256
EUR 92,4276 91,9643 −0,4633
BYN 27,2959 27,1040 −0,1919
PLN 22,1247 21,9554 −0,1693
CNY 11,7136 11,6029 −0,1107

все курсы валют

Есть ли смысл в новом кредите от МВФ? Может лучше объявить дефолт?

Минфин и Нацбанк начали обсуждать с МВФ выделение нового кредита для Беларуси. Власти говорят об инструменте быстрого финансирования, который используется в экстренных ситуациях. Разбираемся, помогут ли эти деньги Беларуси и на сколько.

Механизм ускоренного финансирования был введен МВФ относительно недавно. Деньги выделяются государствам с острой потребностью в урегулировании платежного баланса. В 2020 году к числу таких государств относится и Беларусь.

Судите сами: в марте 2020 года у Минфина не получилось разместить евробонды на 1–1,2 млрд USD. Также в этом месяце провалились 2 аукциона по продаже внутренних валютных облигаций на 100 млн USD и 100 млн EUR.

Под большим вопросом размещение гособлигаций в российских рублях. У облигаций федерального займа РФ на фоне кризиса резко подскочила доходность. Это значит, что для Беларуси становится невыгодным и размещение на российском рынке.

У нашего бюджета в 2020 году выпадают валютные доходы на сотни миллионов долларов и евро. Здесь сразу несколько причин. Во-первых, в бюджет заложена цена Urals на уровне 60 USD за баррель, а фактические котировки сейчас ниже 15 USD.

От цены на нефть зависят ставки пошлин на нефтепродукты, которые экспортирует Беларусь. Ниже нефтяные цены — ниже доходы республиканского бюджета.

Во-вторых, в 2020 году белорусские НПЗ получают на треть меньше нефти, чем прописано в бюджете, и вдвое меньше, чем указано в индикативном балансе поставок из России. Логика здесь проста: меньше сырья — меньше нефтепродуктов, меньше экспорт и меньше пошлин для бюджета.

В-третьих, играет роль снижение экспорта калийных удобрений. На 2020 год власти заложили экспорт в объеме 9,96 млн тонн, который обложили пошлиной 55 EUR.

Однако у Беларуси с лета 2019 года нет долгосрочного контракта на поставку удобрений в Китай. Учитывая ситуацию с коронавирусом, новый контракт стоит ждать не ранее лета-2020. Иными словами, Беларусь пропустит целый год.

Немногим лучше ситуация на индийском рынке. Раньше Индия вместе с Китаем и Бразилией входили в топ-3 импортеров белорусского хлоркалия. Однако источники на отраслевом рынке говорят, что действие контракта с Индией завершится не 30 июня (как в прошлом году), а 31 марта. Соответственно, во 2-м квартале упадут пошлины и по этому направлению.

В целом, дефицит валюты у властей для погашения госдолга в 2020 году с высокой вероятностью превышает 1,5 млрд USD. При этом в марте—декабре Минфину нужно погасить еще 3,1 млрд USD валютных обязательств.

Понятно, что в такой ситуации деньги нужны срочно и в больших количествах. Иначе власти израсходуют ЗВР до дна и откроют дорогу к дефолту страны.

Что из себя представляет экстренное финансирование от МВФ?

Главное отличие от кредита stand by, который Беларусь получила в 2009—2010 гг., — минимальные требования к проведению реформ. По сути, кредит выдается для спешного латания дыр на тонущем корабле. Тут уже не до глубоких преобразований.

Власти заявили, что Беларусь будет претендовать на сумму, эквивалентную 900 млн USD. Эта сумма взята не с потолка, так как объем льготного кредита ограничен квотой страны в МВФ, а сам кредит рассчитан на срок до 2 лет. 900+ млн USD — это как раз и есть удвоенная квота нашей страны в фонде.

Льготный кредит выдается под 0% и «предназначен для стран с низкими доходами». Льготный период по погашению долга составляет 5,5 лет, а полный срок погашения — 10 лет.

В общем, часть потребностей Беларуси этот кредит покроет, но далеко не весь объем. Это не кредит stand by, который может выдаваться на миллиарды долларов. Главным препятствием на пути переговоров по кредиту stand by выступает нежелание властей проводить реформы.

В такой ситуации Минску остается разве что уповать на Москву, которая является основным держателем госдолга Беларуси. В марте в столицу России уже были командированы министр финансов и его заместитель.

2020-03-31