Курсы валют Нацбанка РБ
24 ноя25 ноя
1 USD 3,4150 3,4270 +0,0120
1 EUR 3,5911 3,5666 −0,0245
100 RUB 3,3927 3,3635 −0,0292
10 CNY 4,7114 4,7377 +0,0263
10 PLN 8,2644 8,2018 −0,0626

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
24 ноя25 ноя
USD 102,5761 102,5761 +0,0000
EUR 107,4252 107,4252 +0,0000
BYN 29,9317 29,9317 +0,0000
CNY 13,9427 13,9427 +0,0000
PLN 24,5679 24,5679 +0,0000

все курсы валют

Беларусь объявила недефолт. Власти считают, что нет причин для паники

Вице-премьер Дмитрий Крутой сделал резонансное заявление. Такого в Беларуси не было со времен высказываний президента о госдолге в январе 2015 года. Объясняем, что это значит для обычных белорусов.

Banki24.by уже писали, что в 2020 году Беларуси предстоит погасить долги перед внешним миром на 6,6 млрд USD. Долговая нагрузка на экономику будет несколько выше, чем в 2019-м (6,372 млрд USD), но ниже, чем в 2018 году (7,199 млрд USD).

Сектору госуправления (Минфину) надо отдать 2,480 млрд USD, Нацбанку — 161 млн USD, финансовому сектору — 1,056 млрд USD, нефинансовым организациям — 2,930 млрд USD. В общем, нагрузка вполне себе на уровне прошлого года.

Чем же тогда вызвано заявление первого вице-премьера о том, что государство «рассматривает возможность реструктуризации части внешнего долга»?

Дело в том, что подавляющая часть госдолга Беларуси номинирована в валюте. На 1 января 2020 года доля доллара в госдолге составила 79,7%, доля евро — 8%, доля российского рубля — 4,9%, доля юаня — 4,6%, доля белорусского рубля — 2,8%.

Следовательно, когда происходит девальвация белорусского рубля к иностранным валютам, в Беларуси значительно ухудшается соотношение госдолга и ВВП. Мы уже проходили это после кризиса 2014—2015 гг. На пике в 2017 году госдолг без учета гарантий достигал 40,2% ВВП, с учетом гарантий — 48,2%.

Последняя статистика по госдолгу доступна на 1 февраля. На ту дату госдолг без гарантий был равен 33,3% ВВП, с гарантиями — 37,5%. Однако с тех пор белорусский рубль ослаб к доллару на 23,5%, к евро — на 20,2%, к юаню — на 20,4%.

С высокой вероятностью ВВП Беларуси сократится в 1-м квартале. Значит номинальный рост экономики к 2019 году составит пару процентов.

Сравнив скорость роста номинального ВВП и скорость девальвации рубля, можно понять, что к 1 апреля соотношение госдолга и ВВП будет иным, ближе к 40% ВВП (и это без гарантий). Между тем, согласно 3-летней финансовой программе властей лимит госдолга на 2020 год установлен на уровне 40% ВВП.

Видимо, властям придется корректировать лимит госдолга и добиваться той самой реструктуризации внешних обязательств, о которой говорил Крутой.

Важная деталь: по данным Минфина, к 1 января доля обязательств по госдолгу с плавающей процентной ставкой составила 40,6%. Это значит, что ставка по таким обязательствам меняется параллельно с подвижками в рыночной конъюнктуре.

Оценить влияние рыночной конъюнктуры можно по котировкам белорусских евробондов. По состоянию на 20 марта котировка евробондов с погашением в 2023 году находилась на отметке 90,7% от номинала, с погашением в 2027-м — 93,5% от номинала, с погашением в 2030-м — 83% от номинала.

Такие котировки означают, что покупатели не согласны покупать наши евробонды на вторичном рынке без скидки от номинала. Доходность евробондов Беларуси стала двузначной, хотя купоны по ним равны 6,875%, 7,625% и 6,200% годовых.

Выход Минфина на рынок евробондов сейчас практически заблокирован. Из этого следует, что властям нужно где-то быстро найти 1–1,2 млрд USD для погашения госдолга в 2020 году.

Высшие должностные лица говорили о реструктуризации госдолга в конце января 2015 года. Тогда президент ошибочно назвал рефинансирование реструктуризацией, что вызвало обвальное падение котировок белорусских евробондов.

По словам Крутого, пока обсуждаются только кредитные линии международных финансовых организаций (Всемирного банка, ЕБРР и ЕИБ), а «евробондов эта тема вообще не касается».

Интересно, что Крутой не назвал в перечне международных финансовых организаций Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР). В 2016—2018 гг. Беларусь получила от ЕФСР 1,8 млрд USD под 4,06% годовых. По факту ЕФСР контролируется Москвой.

Кроме того, Беларусь не до конца расплатилась по старому кредиту фонда. Кредит был выдан тогда, когда ЕФСР еще назывался АКФ ЕврАзЭС.

В этом плане примечательно выглядит распоряжение премьера Беларуси от 18 марта о командировке в Москву министра финансов и его заместителя, который курирует работу Минфина по госдолгу и по взаимодействию с международными финансовыми организациями.

Какие суммы могут реструктуризировать белорусские власти?

На этот счет есть лишь отрывочные данные. На начало 2019 года напрямую Всемирному банку власти были должны 904,5 млн BYN, ЕБРР и Северному инвестиционному банку — 81 млн USD. На тот момент весь госдолг составлял 21 млрд USD. Если с тех пор пропорция не поменялась, речь идет о менее чем 5% госдолга Беларуси.

В связи с заявлением вице-премьера Крутого важно, насколько его высказывания отразятся на суверенном кредитном рейтинге Беларуси. По плану уже в апреле должна выйти новая оценка кредитоспособности нашей страны от S&P.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2020-03-24


Новости по теме: