Курсы валют Нацбанка РБ
11 авг12 авг
1 USD 2,9876 2,9807 −0,0069
1 EUR 3,4772 3,4698 −0,0074
100 RUB 3,7160 3,7158 −0,0002
10 PLN 8,1814 8,1576 −0,0238
10 CNY 4,1005 4,1127 +0,0122

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
11 авг12 авг
USD 79,7796 79,6677 −0,1119
EUR 92,8800 92,9485 +0,0685
BYN 26,7036 26,7278 +0,0242
PLN 21,8114 21,8298 +0,0184
CNY 11,0665 11,0514 −0,0151

все курсы валют

Белорусские транспортники пробивают дно по большинству показателей

Белстат опубликовал удручающие результаты работы транспортных организаций. Еще до эпидемии коронавируса в Европе транспортники Беларуси почувствовали тяжелое дыхание кризиса.

В январе—феврале 2020 года грузооборот транспорта обвалился на 13,8%. Падение грузооборота по сравнению с предыдущим годом началось еще в январе 2019 года и таким образом длится уже 14 месяцев подряд. Однако в 2020 году оно приобрело острый характер.

Перевозки грузов различными видами транспорта за 2 месяца 2020 года упали на 13,5%. В пересчете на тоннаж больше всего пострадали железнодорожный и трубопроводный транспорт. Перевозки по ж/д упали на 21,2% к 2019 году, по трубе — на 19,1%.

Снижение грузовых перевозок «чыгункай» и по магистральным трубопроводам в основном объясняется сокращением экспорта и транзита нефти и нефтепродуктов, а также вывоза калийных удобрений.

В январе—феврале объемы погрузки на ж/д упали на 13,9%, в том числе по строительным грузам — на 9,1%, по химическим и минеральным удобрениям — на 20,3%, по нефти и нефтепродуктам — на 37,6%.

Дела на автомобильном транспорте по итогам 2 месяцев обстояли еще неплохо. На тот момент страны Европы и Россия не закрылись на карантин по коронавирусу. Поэтому к 2019 году грузооборот вырос на 0,5%, а перевозки грузов — на 0,1%. Уже по итогам марта—апреля эти показатели откатятся в зону глубокого спада.

По состоянию на 1 февраля 2020 года суммарные долги крупных и средних предприятий транспорта достигли 5,589 млрд BYN. За скользящий год (12 месяцев) обязательства транспортных организаций выросли на 9,3%.

Поскольку белорусский рубль сильно девальвировался к доллару и евро в феврале—марте, к 1 апреля объем долга транспортников значительно увеличится. Это произойдет за счет курсовой переоценки валютных обязательств компаний.

Еще до наступления кризиса у транспортных предприятий было кратное превышение долгов над размером выручки. Если на 1 февраля 2019-го суммарные долги были в 2,9 раза больше выручки, то годом позднее — уже в 3,7 раза больше. Это делает предприятия уязвимыми во время ухудшения ситуации в экономике.

25 марта глава Минфина Максим Ермолович сообщил, что правительство готовит меры по поддержке транспортных и логистических компаний. Чиновники не без оснований считают, что предприятия сферы услуг окажутся среди наиболее пострадавших от мирового экономического кризиса и глобального карантина по коронавирусу. Самые крупные предприятия получат поддержку на индивидуальной основе, а остальные — на отраслевой.

2020-03-26