Белорусская экономика начала год с провальных финансовых результатов
Появилась первая информация о финансах предприятий реального сектора в 2020 году. Ничего хорошего в ней нет: это падение выручки, рентабельности, прибыли с продаж, кратное сокращение чистой прибыли и рост чистых убытков.
В январе 2020 года выручка крупных и средних компаний Беларуси упала на 2,6% до 17,880 млрд BYN. Статорганы считают динамику финансовых показателей без поправки на инфляцию. Поэтому с учетом роста цен в экономике, который отражает дефлятор ВВП, выручка обвалилась на 7,5%.
Основной вклад в падение выручки внесли обрабатывающая промышленность (минус 734 млн BYN), энергетика (минус 294 млн BYN), сухопутный и трубопроводный транспорт (минус 249 млн BYN).
Сокращение выручки в энергетике связано с уменьшением выработки тепла
Внутри промышленности главный вклад в падение выручки к 2019 году внесли нефтепереработка, химическая отрасль и машиностроение. Валообразующие предприятия в этих отраслях — Мозырский НПЗ, Нафтан, Беларуськалий, БЕЛАЗ и Гомсельмаш.
Прибыль от реализации продукции в реальном секторе упала на 16% до 1,144 млрд BYN. Основные вклады в сокращение прибыли внесли те же отрасли экономики, что и по выручке (за исключением энергетики).
Один из главных показателей эффективности работы отрасли или предприятия — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж представляет собой соотношение прибыли и выручки за определенный промежуток времени. Как правило, чем выше рентабельность, тем лучше для предприятия.
Рентабельность крупных и средних компаний в реальном секторе сократилась с 7,4% до 6,4%. Падение рентабельности в 2020 году затронуло примерно половину видов деятельности.
По нашим оценкам, низкую рентабельность относительно обычного уровня показали нефтепереработка (менее 1%), химпром (9,8%), металлургия (0,02%), сухопутный и трубопроводный транспорт (5,1%). Главные предприятия в названных отраслях — НПЗ, Беларуськалий, БМЗ в Жлобине, Гомельтранснефть Дружба.
Чистая прибыль (убыток) — это конечный финансовый результат работы любого предприятия. На размер чистой прибыли влияют прибыли (убытки) от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, а также налоговое бремя.
В январе чистая прибыль в реальном секторе упала в 3,3 раза до 281,6 млн BYN. Основной вклад в снижение чистой прибыли внесли результаты от инвестиционной и финансовой деятельности. Это значит, что чистую прибыль потянули вниз курсовые разницы и процентные выплаты по кредитам и займам.
Для белорусских предприятий характерны большая закредитованность в валюте и отсутствие хеджирования курсовых рисков. Поэтому ослабление рубля всегда мощно ударяет по финансам наших компаний.
В целом чистая прибыль сократилась к 2019 году на 635 млн BYN, из которых 401 млн BYN дал рост убытков убыточных организаций, а 234 млн BYN — падение прибыли прибыльных. При этом убытки убыточных выросли в 2,1 раза до 772 млн BYN, а прибыль прибыльных снизилась на 18,1% до 1,053 млрд BYN.
Доля и количество убыточных организаций почти не изменились по сравнению с 2019 годом — 23,3% против 23,2% и 1 557 против 1 549. По сути убытки нарастили одни и те же предприятия.
Основной вклад в падение прибыли внесли обрабатывающая промышленность (минус 401 млн BYN), строительство (минус 140 млн BYN), а также сухопутный и трубопроводный транспорт (минус 71 млн BYN).
Результаты строительства скорее всего связаны с работой организаций, возводящих АЭС в Островецком районе. По крайней мере, в аналогичных случаях в
В убытках начали 2020 год обрабатывающая промышленность (минус 66 млн BYN), строительство (минус 114 млн BYN), воздушный транспорт (минус 8 млн BYN) и сектор HoReCa (минус 23 млн BYN).
Главные убытки в промышленности достались деревообработке и бумажникам, нефтепереработке, металлургам, производителям неметаллических продуктов, машиностроению, производителям транспортных средств.
Каков прогноз на финансы февраля и марта?
Прогноз до конца квартала негативный. В феврале—марте продолжилась девальвация белорусского рубля, что испортит предприятиям курсовые разницы. Также в этих месяцах НПЗ имели дефицит сырья для переработки, а Белорусская калийная компания не заключила контракт на поставки в Китай.
Структурных реформ в Беларуси нет, а значит финансы предприятий отданы на растерзание мировой конъюнктуре — коронавирусу, падению спроса на сырьевые товары и войне за выживание на нефтяном рынке.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!