В пятницу
В прежние годы нефтепереработка была основным добытчиком валюты в Беларуси. НПЗ получали нефть из России без уплаты пошлины и за счет этого легко завоевывали рынки соседних стран. Большая прибыль от экспорта позволяла развивать производство и наполнять бюджет.
Поступление значительной валютной выручки от НПЗ в
2017—2019 гг. способствовало стабильности белорусского рубля к корзине валют и росту ЗВР. Однако в 2020 году все кардинально поменялось.
С 1 января Беларусь лишилась выплат в бюджет в виде пошлин от «перетаможки» нефти, а крупнейшие российские нефтяные компании отказались от поставок в Беларусь без выплаты премии. Власти были вынуждены искать альтернативу.
Белнефтехим довольно оперативно нашел альтернативную нефть, но ее меньше, чем предусмотрено в индикативном балансе на 2020 год. Если отгрузки пойдут примерно так же, как в
По оценкам Минэкономики, потребление светлых нефтепродуктов внутри Беларуси в 2020 году достигнет 7 млн тонн. По итогам модернизации выход светлых нефтепродуктов на Нафтане составит 65%, на Мозырском НПЗ — 69%. Это значит, что переработка 12 млн тонн нефти даст около 8 млн тонн светлых нефтепродуктов.
В 2018 году Россия фактически забанила вывоз нефтепродуктов в Беларусь, а в
Поэтому с высокой вероятностью НПЗ придется направить на внутренний рынок 7 из 8 млн тонн произведенных ими светлых нефтепродуктов. Следовательно, для поставок на внешние рынки останется 1 млн тонн. Таких объемов хватает лишь для покрытия так называемого критического экспорта.
На калийном фронте особого позитива тоже не видно. Белорусская калийная компания так и не объявила о подписании контракта с Китаем в сезоне 2019/2020. Ранее КНР входила в
Бюджет на 2020 год рассчитан исходя из экспорта 9,96 млн тонн калийных удобрений (факт за 2019 год — 10,4 млн тонн). Если власти не учли в этих объемах «проблемный» Китай, то это автоматически снижает доходы от пошлин на калийные удобрения. Ставка пошлины планировалась в размере 55 EUR за тонну.
Налоговый маневр в России, резкое снижение цен на нефть в марте, а также уменьшение объемов переработки на НПЗ подрывают доходную базу бюджета в виде пошлин на нефтепродукты. Минфин планировал бюджет при среднегодовой цене Urals 60 USD/баррель, но текущие котировки российской нефти уже вдвое ниже.
С учетом уменьшения импорта НПЗ до 12 млн тонн пошлины с нефтепродуктов могут уменьшиться примерно в 3 раза от объема, заложенного в бюджет (476,4 млн USD). В пересчете на деньги потери составят около 0,3 млрд USD.
В 2020 году Беларуси нужно погасить госдолг в размере 3,895 млрд USD. Часть ресурсов Минфин планировал заимствовать через выпуск евробондов. Впрочем, в начале марта процесс явно застопорился. Неделю назад власти посчитали неблагоприятным момент для выхода на рынок с новыми облигациями.
С 9 марта ситуация осложнилась еще больше. На фоне обвала фондовых рынков инвесторы устремились в безопасные активы (типа казначейских облигаций США). Соответственно, долговые бумаги развивающихся стран упали в котировках. Если наш Минфин попробует прямо сейчас влезть на рынок, то разместиться с приемлемой для властей ставкой не получится.
Таким образом, за последние месяцы нереформированная белорусская экономика получила сразу несколько тяжелых ударов.
И наконец, девальвация белорусского рубля неминуемо ведет к проблемам у закредитованных предприятий госсектора. Казенные компании несут убытки на курсовых разницах, корпоративный долг резко повышается за счет переоценки, а средств на господдержку у бюджета сейчас в обрез.
У предприятий могут начаться технические банкротства, они будут вынуждены либо массово увольнять персонал, либо резать зарплаты всем подряд и фиксировать простои. Тысячи безработных выплеснутся на рынок труда, как это было перед выступлениями «тунеядцев».
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!