Замминистра финансов Кийко заявил, что его ведомство занято оценкой влияния нефтяного фактора на белорусский бюджет. У Минфина до сих пор нет ясности по условиям поставки нефти в нашу страну. Что же будет, когда эта ясность образуется?
Дело в том, что республиканский бюджет на текущий год посчитан исходя из среднегодовой цены нефти Urals на уровне 60 USD/баррель. По информации Минфина РФ средняя цена Urals в январе—феврале составила 58,13 USD, что уже ниже ориентира чиновников.
В марте нефтяные цены продолжили понижаться. В «черный» понедельник 9 марта котировки индикативного сорта Brent снижались к 33 USD. А ведь известно, что Urals обычно продается со скидкой к Brent.
Беларусь является довольно специфичной страной. Мы импортируем нефть в первую очередь ради того, что переработать ее и продать нефтепродукты на внешних рынках. По крайней мере, так было до 2020 года.
Если снижается цена на сырье, то падают и цены на готовый продукт. А это уменьшает прибыль НПЗ и негативно сказывается на доходах бюджета.
До 2020 года практически монопольным поставщиком нефти в Беларусь была Россия. Так как Беларусь находится в Союзном государстве и ЕАЭС, то РФ не взимала пошлины на эту нефть. Выходит, что наши НПЗ имели дополнительный доход от того, что получали сырье дешевле рынка (на размер экспортной пошлины).
Несколько лет подряд Россия реализует налоговый маневр. Маневр закончится тем, что пошлина обнулится и цена нефти для Беларуси станет на 100% рыночной.
В 2020 году разница между ценой без пошлины и «рынком» составляет 17%. Однако
Одним из главных источников валюты в
Сейчас понятно, что
Второй важный фактор — низкие цены на нефть. Ставка пошлин на нефть и нефтепродукты меняется каждый месяц и зависит от рыночных цен на углеводороды. Невысокие цены означают низкие ставки пошлин и малые доходы бюджета.
Получается, что у нашего Минфина есть недобор валютных доходов сразу по 2 направлениям —
Выпадающие объемы доходов надо
9 марта условия для выпуска ценных бумаг развивающихся стран радикально ухудшились. Это хорошо видно по обвалу котировок старых белорусских евробондов.
Бумаги Беларуси с погашением 2023 году торгуются на уровне 101,1% от номинала, хотя недавно это было 108%, с погашением в 2027 году — на отметке 110% (против 117%), с погашением в 2030 году — 102,8% (против 110%).
Минфин упустил благоприятный момент для выхода на рынок. Пауза в размещении еврооблигаций может затянуться на долгие месяцы. Правительству остается либо уповать на кредиты России, либо усиленно брать в долг на внутреннем рынке.
Замминистра Кийко справедливо отметил, что профицитное исполнение бюджета в январе ни о чем не говорит. В этом месяце Минфин собирает налоги по итогам деятельности в конце 2019 года. А тогда с поставками нефти все было неплохо.
Невыполнение доходной части бюджета в 2020 году может заставить Минфин пересмотреть и расходную. Ведь бюджет и так впервые за 7 лет спланирован с дефицитом. Нельзя допускать, чтобы этот дефицит разрастался и дестабилизировал ситуацию в экономике.
Одной из главных расходных статей консолидированного бюджета являются расходы на выплату зарплат бюджетникам. В 2020 году на оплату труда бюджетников заложено 10,1 млрд BYN (+15,8% к 2019 году). Из этой суммы 4,6 млрд BYN должен дать республиканский бюджет, а 5,5 млрд BYN — местные бюджеты.
Российские аналитики делают прогнозы, что
Не исключено, что Минфин
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!