Зажали со всех сторон. Путин отказывается смягчить условия по атомному кредиту Лукашенко
Россияне отказываются выполнить просьбу о снижении ставки по кредиту на АЭС и удлинении сроков его погашения. К чему приведет этот отказ для Беларуси?
Тема изменения условий по кредиту на строительство АЭС поднимается уже не первый раз. Особенную остроту она приобрела во время пребывания в Беларуси посла Михаила Бабича. Тогда это вызвало дипломатический скандал между странами: якобы была озвучена точная стоимость станции, которая является служебной информацией.
7 февраля атомную тему затрагивали во время переговоров на уровне президентов и правительств в Сочи. Позицию Беларуси озвучил
Ответ из Москвы последовал почти незамедлительно. Замминистра финансов РФ Сергей Сторчак заявил, что одновременно удлинить срок кредита и понизить процентную ставку не получится. По его мнению, это «не соответствует финансовой теории, поэтому нужно искать компромиссы в другой плоскости».
Сторчак добавил, что консультации по кредиту идут в рабочем порядке, но ничего особенного не происходит — эффекта от них нет. По российской логике выходит, что анонсированные Крутым переговоры по АЭС тоже ни к чему заметному не приведут.
Между тем, условия российского кредита на строительство АЭС действительно нельзя назвать выгодными для Беларуси. По крайней мере, на фоне условий для других заемщиков.
Госкредит от России покрывает до 90% затрат по строительству АЭС (на сумму не более 10 млрд USD в эквиваленте). Еще 10% затрат должна оплачивать белорусская сторона. Часть этих затрат власти решили временно возместить за счет кредита ВЭБ на 500 млн USD.
К началу
Ввод первого энергоблока АЭС ожидается в 2020 году, второго — в
Выплата процентов по кредиту будет происходить по следующей схеме. На 50% суммы использованной части кредита начисляются проценты по ставке 5,23% годовых. На остальные 50% ставка составляет LIBOR для
Для сравнения: кредит на АЭС в Бангладеш предстоит погашать не 15, а 20 лет. Также бангладешцы заплатят проценты по ставке LIBOR для
Есть и другие траты. Общие затраты на обращение с отработавшим топливом АЭС при существующих технологиях оцениваются в 2,5–3,5 млрд USD. Кроме того, интеграция АЭС в энергосистему обойдется Беларуси в 7,7 млрд BYN. Таковы затраты, связанные с вынужденным увеличением потребления электроэнергии.
Теме АЭС в Островецком районе посвящена отдельная часть доклада литовских спецслужб об угрозах национальной безопасности этой страны. По мнению литовцев, Росатом считает Госатомнадзор Беларуси некомпетентным учреждением, которое препятствует «гладкому» строительству АЭС.
Литовские силовики полагают, что Росатом предпочитает скрывать информацию о дефектах в проекте АЭС, так как россияне опасаются за свою репутацию надежного партнера. По мнению литовцев, на строительстве нарушались правила составления документации и лицензирования, не обеспечивалась поставка адекватного оборудования.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!