Налоговики жалуются, что с работниками заключают контракты на неполную ставку. Это позволяет платить низкую зарплату. Разбираемся, в каких отраслях доходы падают ниже минимума.
На коллегии Министерства по налогам и сборам глава ведомства Сергей Наливайко жестко прошелся по случаям выплаты зарплаты ниже минималки. В 2019 году минимальная зарплата в Беларуси составляла 330 BYN.
Однако 330 BYN — это зарплата на условиях полной занятости. Если работник оформлен на дробную часть ставки, ему можно платить меньше. По словам Наливайко, часть нанимателей пользуется этим, чтобы минимизировать налоговые отчисления.
В качестве примера глава МНС привел сферу такси. Налоговики пошли на подписание соглашений с перевозчиками и это позволило резко нарастить выручку, зарплаты и отчисления в бюджет.
Обследования организаций по размерам зарплат работников власти проводят 2 раза в год — в мае и ноябре. Участие принимают крупные и средние предприятия, результаты публикуются в июле и январе.
В ноябре 2019 года отчеты о зарплатах наемного персонала сдали компании, на которых трудились 2,587 тыс. человек. Это было эквивалентно 59,7% занятых в экономике Беларуси.
По итогам обследования 55,2 тыс. работников по всей Беларуси имели начисленные зарплаты ниже 300 BYN и 20,6 тыс. — ниже 200 BYN. В Минске зарплату менее 200 BYN начисляли 3,5 тыс. человек, в Брестской области — 3,1 тыс., в Витебской — 3,2 тыс., в Гомельской — 3,0 тыс., в Гродненской — 2,9 тыс., в Минской и Могилевской — по 2,4 тыс.
Среди видов деятельности много людей с зарплатами ниже 200 BYN фиксировалось в сельском хозяйстве (2 тыс. человек), промышленности (1,8 тыс.), розничной торговле (1,9 тыс.), на транспорте (0,7 тыс.), в образовании (6,2 тыс.), в здравоохранении (1,7 тыс.), у социальных работников (1,2 тыс.).
В Минске лидерами по количеству низкооплачиваемых работников были транспорт (0,3 тыс.), образование (1,3 тыс.), соцработники, ритейл и промышленность (по 0,2 тыс.).
Самая высокая концентрация работников с зарплатами менее 200 BYN наблюдалась у социальных работников (4%), в предоставлении прочих услуг (3,9%), в образовании (1,6%), в ритейле, на почте и у курьеров (по 1%), в гостиницах и ресторанах (0,9%), в сельском хозяйстве (0,8%), в здравоохранении (0,7%).
Как видно, массовая практика перевода работников на неполную ставку если и была, то в малых и микроорганизациях, которые не охвачены обследованием Белстата.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!