Курсы валют Нацбанка РБ
01 мая02 мая
1 USD 3,2542 3,2550 +0,0008
1 EUR 3,4864 3,4916 +0,0052
100 RUB 3,4893 3,4839 −0,0054
10 CNY 4,4492 4,4438 −0,0054
10 PLN 8,0638 8,0753 +0,0115

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
01 мая02 мая
USD 91,7791 91,7791 +0,0000
EUR 98,0270 98,0270 +0,0000
BYN 28,3803 28,3803 +0,0000
CNY 12,5657 12,5657 +0,0000
PLN 22,8051 22,8051 +0,0000

все курсы валют

Бюджет Беларуси на 2020 год: окончательный диагноз

Президент подписал закон о бюджете, отгремели переговоры об углубленной интеграции. Проверим, какие риски учтены в бюджете и что складывается по факту.

Глава государства подписал закон о бюджете-2020 еще неделю назад — 16 декабря. Правда, по неким причинам информация об этом появилась в реестре правовых актов только 19 числа. А официальное опубликование документа назначено на 24 декабря.

Проект бюджета, который поступил в парламент в начале декабря, предусматривал несколько важных допущений.

Во-первых, документ рассчитали исходя из цены на нефть Urals в размере 60 USD за баррель. По данным Минфина РФ фактическая цена в 2019 году была выше — 63,52 USD за 11 месяцев и 63,34 USD за ноябрь. Если такой ценовой фон сохранится в 2020 году, наш бюджет получит небольшие дополнительные доходы в виде пошлин.

Во-вторых, бюджет сверстан из роста экономики на 1,9%. Оценки международных финансовых организаций и независимых экспертов более скромны и в основном укладываются в диапазон 1–1,5%. Если ближе к реальности окажутся не власти, то бюджет недосчитается поступлений от НДС.

В-третьих, бюджет предусматривает сохранение переработки нефти на белорусских НПЗ на отметке 18 млн тонн. Между тем, индикативный баланс поставок из РФ подписан на 24 млн тонн. Руководство концерна «Белнефтехим» уверяет, что заводы смогут переработать этот объем в 2020 году.

Озвучены планы по переработке на 1-й квартал — 3 млн тонн по Нафтану и 2,9 млн тонн по Мозырскому НПЗ. Если так продолжится и в остальных кварталах, то квота в 24 млн тонн почти наверняка будет выбрана.

Минфин оценивал потери от налогового маневра в России в 239,3 млн USD, потери от прекращения реэкспорта нефти — в 423,6 млн USD. Переработка 24, а не 18 млн тонн означает сразу две вещи: реэкспорта в 2020 году не будет, но поступления от пошлин на нефтепродукты вырастут. Другими словами, часть потенциальных потерь будет отыграна Беларусью.

20 декабря Беларусь получила срочный кредит от Шанхайского филиала Банка развития Китая в размере 3,5 млрд юаней (до 500 млн USD в эквиваленте). Выделение этого кредита предусматривал проект бюджета, расходы по погашению уже вписаны на 2020 год.

По условиям соглашения деньги должны были поступить на счет Нацбанка в Шанхайском филиале Банка развития КНР. Это значит, что средства останутся в банке, который имеет инвестиционный рейтинг от Moody’s и S&P. Следовательно, они могут быть включены в состав золотовалютных резервов Беларуси.

27 ноября министр финансов Максим Ермолович сообщил, что в бюджет-2020 заложена цена газа на уровне 2019 года (127 USD за 1000 куб м на границе РБ и РФ без НДС). 20 декабря Лукашенко заявил, что цена газа для Беларуси останется на уровне уходящего года.

Средняя ставка рефинансирования, которая заложена в бюджет, — 9,5% годовых. Однако еще 20 ноября эта ставка опустилась до 9% годовых.

Рост ставки может произойти разве что при нарастании кризисных явлений в белорусской экономике. Значит в 2020 году расходы бюджета, которые завязаны на размер ставки НБРБ, при прочих равных будут меньше, чем прогнозировал Минфин.

В бюджете-2020 не прописаны отдельной строкой поступления от приватизации. Вместе с тем, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) настаивает, чтобы в следующем году был показан прогресс по разгосударствлению Белинвестбанка и цементного завода в Волковысском районе. В последнем случае заявлен некий зарубежный инвестор, интересующийся заводом.

Поступления от продажи госимущества позволят нарастить доходную часть бюджета и сократить плановый дефицит (995 млн BYN). Первое заседание Совета по иностранным инвестициям с участием ЕБРР запланировано на февраль 2020 года.

Бюджет-2020 посчитан исходя из курса 1 USD — 2,2447 BYN. Бюджет на 2019 год тоже считали по высокому курсу — 2,2160 BYN за 1 USD. В реальности средний курс за 11 месяцев составил 2,09 BYN за 1 USD. В Минфине пояснили такой расчетный курс перестраховкой на случай реализации экономических рисков.

Один из главных неприятных моментов в грядущем году — рост трансферта Фонду соцзащиты. Минфину предстоит передать в бюджет ФСЗН 1,963 млрд BYN. На 2020 год стоит задача по доведению средней пенсии до 40% от средней зарплаты в РБ.

Если правительство сильно увлечется ростом зарплат в бюджетном секторе, то ожидаемые расходы на выплату пенсий могут увеличиться еще больше. Тогда поднимать пенсионный возраст выше 58/63 лет потребуется сразу после завершения текущего цикла — после 2022 года.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-12-24


Новости по теме: