Курсы валют Нацбанка РБ
15 ноя16 ноя
1 USD 2,0552 2,0478 −0,0074
1 EUR 2,2618 2,2576 −0,0042
100 RUB 3,2013 3,2063 +0,0050
10 PLN 5,2692 5,2711 +0,0019

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
15 ноя16 ноя
USD 64,2101 63,8881 −0,3220
EUR 70,6761 70,4111 −0,2650
BYN 31,2458 31,2076 −0,0382
PLN 16,4532 16,4325 −0,0207

все курсы валют

Весь бюджет-2020: курс рубля, рука Москвы, китайский кредит, стоимость АЭС, платежи по госдолгу, зарплаты и пенсии, подорожание проезда на транспорте

Депутат Анна Канопацкая опубликовала проект бюджета, который поступил в парламент. Сообщаем о самом важном в финансовом плане страны на 2020 год.

Депутат Канопацкая дала информацию о бюджете 1 ноября. Она сообщила, что так называемое «нулевое чтение» запланировано на 6 ноября. Выборы в нижнюю палату парламента назначены на 17 ноября, в верхнюю – на 7 ноября.

Следовательно, если власти хотят провести бюджет прежним составом парламента, то рассмотрение документа и голосование пройдет в авральном режиме – буквально за пару дней. Как показывает опыт прошлых лет, тогда законопроект не попадают практически никакие поправки. Можно сказать, общество получило раскладку уже по готовому бюджету.

Первое, на что белорусы обращают внимание, – это заложенный в бюджет курс рубля. Бюджет сверстан исходя из базового (консервативного) сценария развития экономики. Поэтому и расчетные курсы соответствующие: 1 USD – 2,2447 BYN, 1 USD – 67,5 RUB. Используя эти данные, можно вывести курс белорусского рубля к российскому – 3,325 BYN за 100 RUB.

Заложенные в бюджет курсы абсолютно не означают, что в 2020 году произойдет значительная девальвация. Для сравнения: в бюджет на 2019 год власти закладывали курс 2,2160 BYN за 1 USD. Фактический курс за 10 месяцев составил 2,0934 BYN за 1 USD. Это лишь расчетная величина, которая относительно удобна для Минфина.

С другой стороны, если белорусский рубль будет очень крепким в 2019 году, это чревато недобором валютных доходов к плану. Дело в том, что все валютные доходы пересчитаны по расчетному курсу в рубли. Если курс сложится не так, появляется угроза для сбалансированного исполнения бюджета.

Бюджет 2020 года – первый дефицитный бюджет после кризиса зимы 2014-2015 гг. Превышение расходов над доходами составит 995,1 млн BYN. Власти хотят профинансировать дефицит за счет остатков бюджета прошлых лет и госзаймов.

Доходы республиканского бюджета по плану Минфина вырастут на 0,3%, доходы местных бюджетов – на 3%. При этом инфляция прогнозируется на уровне 5%. Это значит, что доходы бюджета упадут в реальном выражении.

Главная причина такой ситуации – действия России. Минфин Беларуси просчитал, что все потери бюджета в 2020 году составят 839,1 млн USD, из которых негативный эффект от налогового маневра достигнет 239,3 млн USD, от прекращения реэкспорта 6 млн тонн нефти по схеме Семашко – 423,6 млн USD.

Не все радужно на калийном рынке. Пошлина на экспорт калийных удобрений составит 55 EUR за тонну. Экспорт калийных удобрений ожидается на уровне 9,96 млн тонн. Справочно: экспорт таких удобрений за 2018 год составил около 11 млн т.

Выправлять положение Минфин планирует за счет вредных привычек белорусов. Ставки акцизов на крепкий алкоголь повысятся на 6%, на табачные изделия – на 15%. Также на размер инфляции будут проиндексированы ставки налогов в белорусских рублях (+5%).

Еще 200 млн BYN чиновники возьмут за счет льготы по ввозу легковушек для инвалидов I–II группы и многодетных родителей. В общем, государство заработает на нуждах инвалидов и многодетных.

Ставки акцизов на автомобильное топливо будут сохранены в прежнем размере. Однако это не значит, что цены на бензин и дизтопливо останутся прежними. «Копеечное» повышение цен на АЗС с подачи Белнефтехима продолжится и в 2020-м.

Расходы республиканского бюджета на 2020 год вырастут на 11,4%. Затраты всех бюджетов (республиканского и местных) на зарплаты бюджетников вырастут на 15,8% до 10,1 млрд BYN.

По словам министра финансов Максима Ермоловича, Беларусь отказалась от идеи получить новый госкредит России. Вместо этого наше правительство возьмет кредит у Банка развития Китая на 3,5 млрд юаней (около 500 млн USD).

Судя по проекту бюджета, погашение этого кредита начнется в 2020 году. Кредитное соглашение между правительством Беларуси и Банком развития Китая попало в перечень внешних займов, обслуживание и погашение которых идут с привлечением средств республиканского бюджета.

Из проекта бюджета можно оценить стоимость строительства АЭС для Беларуси. Известно, что к началу 2019 года Беларусь израсходовала 3,4 млрд USD госкредита РФ и 383 млн USD кредита ВЭБ. По нашим расчетам на данных Минфина, расходы из средств госкредита за 2019-2020 гг. составят еще 4-4,1 млрд USD.

Если власти до конца используют кредит ВЭБ, то общая сумма на строительство АЭС составит 7,9-8 млрд USD. Точная сумма появится через 4-5 кварталов, так как на результат влияют курсовые разницы.

Выплаты по госдолгу за 2020 год оцениваются в 3,895 млрд USD. Погашение госдолга в валюте составит 97,1%, обслуживание – 98,7%. Выплаты по внешнему госдолгу прогнозируются в объеме 2,654 млрд USD, по внутреннему – 1,241 млрд USD.

Относительно приватизации государство наконец признало очевидное. Впервые за несколько лет в бюджете не планируются поступления от отчуждения находящихся в собственности Беларуси акций открытых акционерных обществ.

Минфин раскрыл фискальные риски госпредприятий. Фискальные риски – это те суммы, которые не поступают в бюджет по причинам, не зависящим от финансового ведомства. В Беларуси источник фискальных рисков госсектора – неплатежи по кредитам, займам, ссудам и гарантиям. В 2019 году фискальные риски оценивались в 1,2 млрд BYN, в 2020-м – 1,1 млрд BYN.

Несмотря на увеличение пенсионного возраста, продолжает ухудшаться состояние бюджета Фонда соцзащиты. За 2018 год размер трансферта бюджету ФСЗН составил 810,5 млн BYN. Размер трансферта на 2019 год Минфин оценивает в 1,489 млрд USD, на 2020 год – 1,963 млрд USD. Если так пойдет и дальше, сразу после 2022 года потребуется новое повышение возраста выхода на пенсию.

В 2020 году может произойти существенное повышение тарифов на проезд в общественном транспорте Минска. На будущий год Минфин закладывает снижение дотационности столичного автобусного транспорта на 25%, метро – в 2,5 раза. При прочих равных это потребует поднятия цен на талончики и проездные.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-11-04