Курсы валют Нацбанка РБ
15 янв16 янв
1 USD 3,4960 3,4741 −0,0219
1 EUR 3,5873 3,5821 −0,0052
100 RUB 3,3990 3,3826 −0,0164
10 CNY 4,7418 4,7361 −0,0057
10 PLN 8,3946 8,4062 +0,0116

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
15 янв16 янв
USD 103,4380 102,8078 −0,6302
EUR 106,2493 106,0971 −0,1522
BYN 29,5681 29,5926 +0,0245
CNY 13,9486 13,9197 −0,0289
PLN 24,8303 24,8749 +0,0446

все курсы валют

В 2020 году Беларусь влезет в долги на миллиарды долларов?

5 ноября премьер Румас собирал заседание правительства и участвовал с министрами в обсуждении проекта бюджета в парламенте. Некоторые откровения чиновников были весьма яркими.

Главным ответчиком по бюджету в парламенте был министр финансов Максим Ермолович. Один из депутатов удивился курсу доллара, заложенному в бюджет-20202,2447 BYN за 1 USD. Мол, он слишком высок и вообще непонятна логика его определения.

Справочно: бюджет на 2019 год Минфин также считал исходя из высокого курса доллара — 2,2160 BYN за 1 USD. По факту средний курс за 10 месяцев сложился на уровне 2,0934 BYN за 1 USD. В Минфине объясняли это консервативным сценарием развития экономики, зашитым в проект бюджета.

Министр Ермолович ответил на вопрос о курсе доллара в бюджете следующим образом: «бюджет на сегодняшний день имеет отрицательную позицию», к тому же, «наши доходы в иностранной валюте значительно ниже, чем наши обязательства в иностранной валюте».

По словам министра, «любая ошибка с оценкой курса, его любое занижение приводит к существенным разрывам с точки зрения финансирования расходов». Минфин закладывает в оценку платежей по внешнему госдолгу стрессовый сценарий, а курс определяется максимально возможным с учетом всех негативных факторов.

Высказывание Ермоловича можно оценить двояко. С одной стороны, действительно важно иметь в бюджете хоть какую-то страховку на «черный день». С другой стороны, весь бюджет Беларуси считается в рублях. Это значит, что рублевый эквивалент валютных доходов бюджета меняется в зависимости от скачков курса. Чем слабее белорусский рубль, тем выше валютные доходы, чем сильнее, тем доходы ниже.

Еще одно туманное место в речи Ермоловича — высказывание про уровень госдолга. По данным Ермоловича, на 1 октября госдолг составил 36% от ВВП. Между тем, на сайте самого Минфина есть иное значение госдолга на ту же дату — 33,7%.

Если перевести 36% в деньги, получится около 45,9 млрд BYN. Эта сумма не совпадает со значением госдолга по методологии ССРД МВФ — 48,6 млрд BYN. Возможно, в Минфине не учитывали госгарантии, но добавили некие обязательства, которые не видны в ежемесячной статистике. Например, долги белорусских регионов.

Есть и другая удивительная сумма в докладе Ермоловича. По оценкам финансистов, госдолг на конец 2020 года составит 54,4 млрд BYN, или 37,8% к ВВП. К слову, эта же оценка продублирована в тексте основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2020—2022 гг.

В общем, выходит, что этот экзотический показатель Минфина по госдолгу за 15 месяцев вырастет на 8,5 млрд BYN! В 2019 году прирост обязательств примерно на 1 млрд BYN может дать кредит Банка развития Китая. Затем подтянутся долги по АЭС и гарантированный кредит БНБК — Белорусской национальной биотехнологической корпорации.

Уже на заседании правительства в тот же день Сергей Румас сетовал на засилье продовольственного импорта. И действительно, если взглянуть на структуру розничного товарооборота, то окажется, что доля белорусских товаров за 9 месяцев 2019 года составила 61,6%, в том числе по продовольствию — 78,1%. Удельный вес товаров отечественного производства снижается уже несколько лет подряд: в 2013 году он был равен 71%, из которых по продовольствию — 83,3%.

Причин здесь несколько: первая — рост реальных доходов белорусов, вторая — развитие современных форматов ритейла, третья — деградация потребительской кооперации.

Белорусы наращивают потребление собственных продуктов как правило в кризисные периоды, а после них сокращают в пользу качественного импорта. В Беларуси бурно растет доля современных форматов торговли в товарообороте, что ведет к автоматическому вытеснению доморощенных товаров с полок — госсектор слабо готов к конкуренции с товарами со всего мира и даже с продукцией из ЕАЭС.

Потребительская кооперация — один из лидеров по доле белорусских товаров в продажах. Однако сеть Белкоопсоюза стремительно теряет позиции. По подсчетам Комитета госконтроля, доля потребкооперации в товарообороте торговли сократилась с 9,1% в 2014 году до 4,6% в 2019-м.

Единственный выход, который остается правительству в рамках административной логики — закрыть границы для импортных товаров (в том числе с Россией и другими странами ЕАЭС), снизить реальные доходы населения (чтобы белорусы покупали больше своего), а также жестко препятствовать развитию современного ритейла и поддерживать умирающую потребкооперацию.

Альтернатива таким "живодерским" мерам — структурные реформы, после проведения которых конкурентоспособность наших товаров значительно вырастет. Правда, на «Кастрычніцкім эканамічным форуме» вице-премьер Александр Турчин и министр Ермолович говорили о том, что Беларусь собирается проводить изменения в своем темпе — медленно и постепенно, отвергая в этой части советы МВФ и Всемирного банка.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-11-06