К этому событию давно вели все пути. Экономика страны перестроится на работу в иных условиях.
По информации монетарного регулятора к 1 марта удельный вес национальной валюты в активах банков поднялся до 63,1%. Таким образом, доля инвалютных инструментов в активах системы упала до 36,9%.
Годом раньше значимость валютных активов была намного значительней. Доля белрублевых активов на 1 марта 2024 года составляла 57,2%, а валютных — 42,7%.
За 12 месяцев система показала существенный прогресс в девалютизации активов. Поскольку в идентичном направлении поменялись пассивы банков, в структуре пассивов зафиксированы те же изменения.
Локальный минимум доли отечественного рубля в активах банков имел место по состоянию на 1 марта 2016 года — 33,8%. Удельный вес валютной компоненты в ту пору взбирался на многолетний максимум — 66,2%.
Валютизация активов системы в 2016 году была одним из следствий падения курса белорусского рубля. Удельный вес валютных активов рос за счет курсовых разниц даже при прежних объемах в долларах, евро, юане, российском рубле и других валютах.
В
В текущем году качество активов банков Беларуси стало лучшим за много лет. На 1 марта удельный вес необслуживаемых активов упал до 2,6% (в активах с кредитным риском). Это самый низкий уровень за все время существования данного показателя (введен весной 2018 года).
Если отмечаемые темпы девалютизации сохранятся в 2025 году и далее, уровень пикового 2010 года на просторах синеокой могут превзойти за 9–12 кварталов. В то время удельный вес белорусского рубля в активах банков регулярно был больше 70%. В общем, белорусам больше не светят евродоллары — их греют отечественные рубли.
Согласно основным направлениям
По итогам 2025 года выдача банками кредитов физлицам на потребительские нужды прогнозируется в объеме 14–15 млрд BYN. В течение 15+ лет все эти потребкредиты физлицам (кроме ИП) предоставляют исключительно в белорусских рублях.