В августе остатки на срочных Br-вкладах физлиц достигли реального исторического максимума (инфографика)
Уже три с половиной года длится рост остатков средств населения на срочных Br-рублевых депозитах в банках Беларуси после их падения в 2014–15 гг. из-за долларовых потерь на таких вкладах вследствие девальваций Br-рубля. В марте 2018 года остатки обновили исторический максимум своего объема, но только номинально, без учета покупательной способности Br-рубля.
Дальнейший безостановочный рост ежемесячно обновлял номинальный рекорд еще в течение полутора лет, и реальный максимум, с дефляторной поправкой (используя официальный индекс потребительской инфляции от Белстата), достигнут в августе 2019-го.
На конец августа номинальный объем средств населения на срочных депозитах в национальной валюте составил Br4,657 млрд. В августе был самый значительный прирост остатков за 4,5 года — на Br127 млн.
Этот прирост сложился из чистого притока денег извне и капитализацией начисленных процентов по вкладам.
Так, исходя из средней по банковской системе процентной ставке по всем (текущим, действующим) срочным Br-вкладам физических лиц и суммы остатков на таких депозитах в начале месяца, расчетная цифра начисленных за август процентов составила Br41 млн (при условии 100%-й рекапитализации).
Выходит, чистый приток Br-рублей от населения на срочные вклады в этом месяце — Br86 млн. Это наибольший чистый приток с апреля 2015-го — за 4,5 года.
Хотя раньше чистый приток бывал в разы более значительным, чем сейчас. Если в этом августе относительная (в процентах к остаткам на срочных Br-вкладах в начале месяца) величина чистого притока — 1,90%, то в 2012–14 гг. в отдельные месяцы превышал 7%, а среднемесячный в 2003–08 гг. — 2,5%.
То же — и с приростом капитализацией начисленных процентов. Ставки по срочным Br-вкладам населения сейчас одни из самых низких в истории: прирост процентами в 2012–14 гг. был 2,5–3,5% за месяц, сейчас — 0,9%.
Но и такого падения, как раньше, сейчас нет: в отдельные периоды чистый отток депозитов, бывало, составлял за месяц до 10–20% всех остатков (особенно сильный отток был в конце 2008-го, в декабре 2014-го, августе 2015-го).
За 15 лет остатки на срочных Br-депозитах физлиц увеличились номинально в 32 раза, при том, что номинальный рост средней по Беларуси заработной платы за этот же период составил 30,7 раз. Что говорит о единой природе такого номинального роста — инфляционной.
И вот, в августе 2019 года, наконец, обновлен исторический максимум объема срочных Br-вкладов населения по реальной покупательной способности — он стал наибольшим с учетом роста цен (применив официальный индекс потребительской инфляции Белстата): превышен прежний реальный максимум, державшийся 5 лет.
Но в долларовом эквиваленте рекордный объем остатков средств населения на срочных Br-рублевых депозитах, что был зафиксирован еще 11 лет назад, как и пиковый объем осени 2014-го, до кризиса и череды девальваций, будет достигнут еще не скоро.
Тем более, что в отчетном августе $-эквивалент даже упал на $6,4 млн из-за первого в этом году ослабления Br-рубля к доллару за календарный месяц.
Несмотря на то, что в августе срочные Br-рублевые депозиты оказались убыточны в $-эквиваленте из-за резкого падения Br-рубля в конце месяца, увеличение объема денег населения на таких вкладах продолжится с новым обновлением реального исторического рекорда этой суммы. Тем более, что к середине сентября Br-рубль снова укрепился.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!