Мы уже писали, что главными добытчиками валюты для Беларуси являются НПЗ, Беларуськалий, айтишники и грузоперевозки. Оценим вклад
Раз в квартал власти публикуют детальные данные об экспорте и импорте товаров и услуг Беларусью. Практически всегда сальдо по движению товаров оказывается отрицательным, но зато его часто перекрывает сальдо по услугам. Так случилось и в первом квартале 2019 года. Общее сальдо по товарам и услугам составило +439,5 млн USD (против +337,7 млн USD в 2018 году).
Негативное сальдо по товарам осталось почти на уровне 2018 года: минус 515,9 млн USD против минус 509,9 млн USD. Это сальдо отличается в лучшую сторону от сальдо по Белстату почти на полмиллиарда.
Различие между данными от различных госорганов объясняется особенностями применяемых методик. Белстат использует данные таможенной статистики с небольшими корректировками, а Нацбанк приводит результаты внешней торговли к единому знаменателю в платежном балансе.
Если говорить в специальных терминах, то НБРБ — это цены FOB, а Белстат — цены CIF. Обе методологии являются корректными и удобно применимыми в необходимых случаях.
Сальдо операций по услугам заметно улучшилось к 2018 году. В январе—марте
Не все услуги генерировали чистый приток валюты в страну. Например, сальдо по строительным услугам в первом квартале 2019 года было отрицательным — минус 71,8 млн USD (минус 50,2 млн USD в
Снижение полезного «выхлопа» по строительству вызвано малым притоком валюты от услуг белорусских подрядчиков за границей (+25,7 млн USD) и заметным чистым импортом строительных услуг в Беларусь от иностранцев (минус 97,5 млн USD).
Похоже, что белорусские строители все меньше могут предложить внешним рынкам
Белорусские айтишники экспортировали 443,3 млн USD компьютерных услуг. С учетом импорта чистый экспорт достиг 408,5 млн USD (против 310,6 млн USD годом ранее). Такими темпами
Все виды транспорта за первый квартал 2019 года обеспечили +501,8 млн USD. Здесь нет такой бурной динамики, как у айтишников: в январе—марте
Основной вклад в совместную копилку белорусских транспортников внесли грузовой железнодорожный транспорт (+144,3 млн USD), грузовой автомобильный транспорт (+149,8 млн USD) и трубопроводный транспорт (+165,4 млн USD). Если у транспорта в 2020 году будет такая же вялая динамика, то
Впрочем, нельзя исключать временной просадки по трубопроводному транспорту уже во втором квартале 2019 года. Ведь в апреле грязная нефть из России надолго заблокировала транзитный нефтепровод «Дружба».
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!