Нацбанк опубликовал апрельские данные о структуре и динамике денежной массы в Беларуси. Среди массива статистики есть немало интересных фактов.
Регулятор дает информацию о денежной массе в двух разрезах — точечные оценки на первое число месяца и среднемесячные цифры. Для собственных нужд НБРБ чаще использует среднемесячные данные, так как точечные гораздо сильнее искажаются сезонными факторами.
Например, в основных направлениях
По факту в апреле 2019 года годовой прирост средней ШДМ составил 11,5%. Это значит, что регулятор пока вполне вписывается в собственные прогнозы.
С 2015 года НБРБ использует прирост средней ШДМ как промежуточную цель
ШДМ имеет две составляющие — рублевую и валютную. Главной частью обеих компонент ШДМ являются депозиты до востребования и срочные депозиты. Депозиты в банковской системе принадлежат физическим и юридическим лицам.
По состоянию на 1 мая 2019 года физлица накопили на рублевых счетах до востребования 2 557 млн BYN. Эти деньги в основном представлены остатками на счетах по банковским картам.
Если зарплаты растут, то увеличиваются и остатки на
У юрлиц остатки на депозитах до востребования представляют собой деньги на расчетных счетах. На 1 мая юрлица держали на рублевых расчетных счетах 2 256 млн BYN (+17,8% к прошлому году).
Срочные депозиты населения в белорусских рублях составили 4 283 млн BYN. С начала 2019 года они увеличились на 6,8%, за скользящий год — на 18,1%. Рост срочных депозитов населения идет быстрее капитализации процентов — значит есть чистый приток новых денег от вкладчиков.
Все валютные депозиты в банковской системе на 1 мая 2019 года были эквивалентны 11 245 млн USD. Из этой суммы 7 298 млн BYN принадлежало физлицам.
В 2017 году начался уверенный рост реальных доходов населения. Параллельно стали расти остатки на валютных
Увеличение средств на валютных
Срочные валютные депозиты населения на 1 мая составили 6 147 млн USD. До зимы
Однако с конца 2018 года падение практически прекратилось. За последние 5 месяцев срочные валютные депозиты населения приросли на 60,5 млн USD. Такое положение дел не может нравиться Нацбанку, так как замедляет процесс дедолларизации денежной массы. Дедолларизация необходима для эффективного управления денежной массой и в конечном счете — для надежного ограничения инфляции.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!