Ситуация на валютном рынке Беларуси наводит на тревожные мысли. Похоже, что для властей наступают суровые времена.
Нацбанк опубликовал статистику внутреннего валютного рынка за первый квартал 2019 года. banki24.by вычленили из нее данные за март: они оказались крайне необычными.
В чем незаурядность мартовской статистики валютного рынка? Дело в том, что в месяцы, когда предприятия не уплачивают квартальные налоги, они являются чистыми покупателями валюты. А вот население еще с 2016 года как правило выступало чистым продавцом валюты банкам.
В марте 2019 года физические и юридические лица поменялись местами. Население ни с того ни с сего стало чистым покупателем валюты, а
Операции населения на валютном рынке происходят в двух сегментах — наличном и безналичном. Наличный сегмент — это покупка и продажа кэша в обменниках, безналичный — операции конвертации по карточкам и прочим расчетным счетам.
В наличном сегменте чистая продажа валюты наблюдается с февраля 2016 года. За это время (38 месяцев подряд!) белорусы продали банкам 6 798 млн USD на чистой основе.
За последние 38 месяцев худшее сальдо в наличном сегменте (продажа 21,4 млн USD) наблюдалось в декабре 2017 года, когда власти административно повысили зарплаты на 18,9%. Следствием ручного подъема зарплат стало то, что Нацбанк 3 месяца подряд был отрезан от валютного рынка — не мог купить валюту для поддержания ЗВР.
Зимой
Чистая продажа наличной валюты за март 2019 года составила всего 97,2 млн USD. Это почти вдвое ниже, чем в марте
Характерно, что в марте
Тревожным звоночком для властей является падение продажи кэша к прошлому году уже на протяжении 3 месяцев подряд. Не исключено, что в поведении населения наконец наметились тектонические сдвиги. Если раньше продажа кэша шла, чтобы поддержать докризисный уровень потребления, то теперь похоже, что приближается некий предел этого тренда.
Вероятно, экономика сигнализирует, что дальнейшее повышение зарплат чревато неприятными последствиями для валютного рынка. Да, этот уровень чрезвычайно низок на фоне европейских соседей Беларуси. Но такова степень неэффективности существующей модели управления страной.
В безналичном сегменте за март физические лица скупили у банков 117,6 млн USD. Такой массовой скупки валюты по безналу не наблюдалось с девальвационного августа 2015 года!
Валовая покупка безналичной валюты в марте 2019 года немногим уступила памятному августу
Интересно, что в марте курс доллара находился на локальном минимуме — 2,1262 BYN за 1 USD в среднем за месяц против 2,1574 BYN в январе и 2,1539 BYN в феврале. Неужели ушлая часть населения просекла «фишку» и запасалась валютой впрок?
Результирующее сальдо операций физлиц на валютном рынке составило 20,4 млн USD в пользу населения (чистая покупка). С февраля 2016 года переход к чистой покупке валюты наблюдался лишь дважды — в декабре 2017 и 2018 годов. Тогда это было связано с накачкой зарплат ради достижения средней зарплаты по 1 000 BYN.
В марте 2019 года такой зарплатной гонки явно не было. Значит аргументы в пользу изменения поведения населения становятся только крепче.
Однако известно, что в марте никаких квартальных налогов нет. Доплата по налогу на прибыль за четвертый квартал тоже отпадает: декабрь 2018 года был провальным по финансовому результату. Не исключено, что 22 марта власти даже возвращали излишне уплаченные деньги налогоплательщикам.
Под подозрение подпадают два непубличных выпуска облигаций Минфина. Оба были размещены по прямому договору, а не через аукцион. 22 марта Минфин привлек 60 млн USD под 4,6% годовых, а 29 марта — 40 млн EUR под 1% (!!!) годовых. При всем уважении эти продажи нельзя назвать полностью рыночными, особенно выпуск облигаций в евро.
Если наши предположения верны, то реальная ситуация в сегменте юридических лиц была намного хуже, чем показала статистика Нацбанка. А это значит, что и цифры по населению являются отнюдь не случайным выплеском.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!