К такому парадоксальному выводу можно прийти, изучив статистику по уровню жизни белорусов. Почему так неэффективно работает система распределения льгот?
Регулярно власти Беларуси проводят выборочное обследование населения по уровню жизни. Чиновники отбирают несколько тысяч семей и предлагают им вести дневник учета доходов и расходов.
Отбор для обследования производится властями таким образом, чтобы выбранные максимально точно представляли структуру населения Беларуси по различным демографическим показателям. Только тогда выборка считается репрезентативной и на ее основе строят дальнейшую работу.
Как и в остальном мире, белорусские власти используют термин «домашнее хозяйство». Домашнее хозяйство — это группа людей, которые проживают совместно, обеспечивают себя всем необходимым для жизни и ведут общее хозяйство. В быту ближайший по смыслу аналог домашнего хозяйства — это слово «семья».
Каждое домашнее хозяйство имеет доходы и расходы. Подавляющую часть доходов белорусских домохозяйств представляют собой доходы в денежной форме – 94,2% в 2018 году. Еще 5% семей отчитываются о получении дохода с личного подсобного хозяйства и 0,8% регистрируют натуральные льготы и выплаты.
В 2018 году денежные доходы в расчете на одно домохозяйство составили 1 096 BYN за месяц. Доходы в денежной форме имели все 100% домашних хозяйств Беларуси.
Наиболее распространенными видами денежных доходов в 2018 году были оплата труда и доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, а также помощь от родственников и знакомых. Первый источник доходов указали 76,2% домохозяйств, второй и третий – по 55,7%. Средний доход у отчитавшихся по первому источнику составил 962,2 BYN в месяц, по второму – 471,7 BYN, по третьему – 158,9 BYN.
О доходе от личного подсобного хозяйства в 2018 году сообщили 96,7% домохозяйств. Средний размер такого дохода у получавших его был равен 63,6 BYN в месяц.
О натуральных льготах властям рассказали 32% белорусских семей (каждая третья). При этом средний размер льготы у таких ячеек общества составил 45,1 BYN в месяц. Налицо неэффективное распределение: льготы сильно распылены по населению и за счет этого имеют скромный размер.
В территориальном разрезе самые большие денежные доходы приходились на минские домохозяйства – 1 483 BYN в месяц. В областях в 2018 году денежные доходы колебались от 972 BYN в Витебской до 1 067 BYN в Гродненской. Заметно, что во всех областях денежные доходы были ниже среднего по стране показателя.
Хотя столичные семьи имели самые крупные доходы, они же получали наибольшие натуральные льготы – 64,4 BYN в месяц против 30,1-51,8 BYN в областях.
Свое лидерство Минск удерживал благодаря первым местам по большинству видов льгот, а именно – на оплату питания, услуг общественного транспорта, жилищно-коммунальных услуг и лекарств. Кроме того, минчане получали на одну семью почти столько же льгот на санаторно-курортное лечение, сколько жители зараженной радионуклидами Гомельской области.
Такая раскладка по доходам и льготам сохраняется на протяжении последних лет без существенных изменений. Власти не идут на реформы в социальной сфере, в результате чего одни недополучают нужные льготы, а другие широко пользуются льготами, имея сравнительно высокие доходы.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!