На словах белорусское государство декларирует немалую заботу о больших семьях. На деле такие семьи сталкиваются со значительными материальными трудностями.
Каждый квартал власти Беларуси проводят выборочное обследование населения по уровню жизни. Чиновники отбирают несколько тысяч семей и предлагают им заполнить анкету о доходах и расходах на 3 месяца. Отказавшихся исключают из выборки и заменяют другими семьями с идентичным демографическим составом.
В работе госслужащие используют такой термин, как «домашнее хозяйство». Домашнее хозяйство — это человек или группа людей, которые проживают совместно, обеспечивают себя всем необходимым для жизни и ведут общее хозяйство. В бытовой лексике ближайший по смыслу аналог домашнего хозяйства — это слово «семья».
Среди прочих показателей власти рассчитывают уровень малообеспеченности населения. За точку отсчета берется величина бюджета прожиточного минимума на душу населения.
Прожиточный минимум по методике властей — это минимальный набор продуктов питания и иные товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. В среднем по 2018 году бюджет прожиточного минимума в Беларуси составил 210,6 BYN в месяц. Другими словами, если в прошлом году доходы не позволяли вам тратить на себя такую сумму, вы относитесь к нищему населению, которое существует на грани выживания.
Доля малообеспеченных домашних хозяйств в 2018 году достигла 4%, а доля малообеспеченного населения — 5,6%. Это значит, что в среднем нищие семьи имели больший размер, чем обычные.
Удельный вес малообеспеченных домашних хозяйств за 2018 год на селе оказался вдвое выше, чем в городе — 6,3% против 3,1%. Следовательно, нищета была теснее связана с деревнями, нежели с городами и поселками.
Максимально избежать нищеты позволяло проживание в Минске. В столице малообеспеченными являлись лишь 1,1% от всех семей. Зато в областях уровень нищеты был существенно выше — от 3,1% в Гродненской до 5,5% в Гомельской.
Если же считать малообеспеченных по отдельным людям, а не по домохозяйствам, то проценты нищеты были следующими — 1,3% в Минске и от 5,1% до 8,1% в областях. Высокий риск попадания в нищету имели дети до 18 лет: нищих детей в 2018 году насчитывалось 10,4%.
Уровень малообеспеченности в семьях без детей и с детьми отличался в 4 раза — 1,9% в бездетных против 8,1% в семьях с детьми. Рождение каждого последующего ребенка увеличивало долю нищеты вдвое — 5,4% в семьях с 1 ребенком, 11,3% — с 2 детьми, 26,9% — с 3 и более детьми.
Проще говоря, в современной Беларуси экономически гораздо выгоднее не иметь малолетних детей. Рекордная распространенность нищеты у многодетных семей — это главный вызов для демографической политики властей.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!