Итоги 2018-го. Прибыль и рентабельность банковской системы Беларуси (инфографика)
Банковская система Беларуси постепенно выкарабкивается из кризисной ямы, куда она попала в 2015–16 гг., когда упали не только показатели эффективности, но и валовые размеры банковской системы, даже номинально в Br-рублях, не говоря уже о реальном, в сопоставимых стоимостях, падении и, особенно, в долларовом выражении.
В 2018-м все главные показатели заметно улучшились. Так, валовой размер банковской системы в номинальном Br-эквиваленте стал исторически рекордным, а в реальном выражении, после дефляторной коррекции, активы и пассивы приблизились к историческому максимуму, а суммарный собственный капитал банков превзошел его.
Показатели же эффективности работы банковской системы улучшились в 2018-м еще более заметно. Так, годовая прибыль календарного года впервые в истории преодолела планку в Br1 млрд, превысив кризисное дно на 87%.
Но это в абсолютных цифрах, номинально в текущих ценах. В реальном же выражении, скорректировав сумму на величину инфляции, то есть по сопоставимой стоимости Br-рубля, прибыль 2018-го не вернула свой докризисный объем, но, все же, вплотную приблизилась к абсолютному рекорду, зафиксированному в конце 2014-го года.
В долларовом эквиваленте рост годовой прибыли в последние 2 года тоже заметный, и ее годовой объем 2018-го превысил кризисный минимум на 77%. Но падение $-эквивалента в 2015–16 гг. было настолько сильным, что до достижения докризисного уровня (который тогда стал абсолютным историческим максимумом показателя) требуется еще много времени.
В помесячном формате банковская система показывает прибыль ежемесячно уже 3 года, 36 месяцев подряд, а в 2018-м году среднемесячный «плюс» еще и заметно вырос.
«Подпортило картину» только сильное падение прибыли в декабре. Хотя такое ухудшение месячного показателя происходило и в декабрях предыдущих лет, вплоть до образования убытка (в 2015-м), что объясняется годовыми выплатами в этом месяце (налоги, дивиденды, премии и т. п.), все же, в 2018-м году это существенно сказалось на среднемесячном показателе, который, тем не менее, вырос за год на 23% с прошлого, и почти вдвое с 2015-го.
Кроме прибыли — валового показателя эффективности работы банковской системы — улучшились в 2018-м году, в сравнении с итоговыми цифрами 2017-го, и показатели рентабельности: активов и собственного капитала.
Индикатор прибыльности активов 2018-го года превысил показатель 2017-го на 0,2 процентных пункта, и вышел на уровень первого этапа кризиса (начало 2015-го). До докризисного же процента осталось еще 0,3 п.п.
Рентабельность собственного капитала по итогам 2018-го тоже превысила итоговый процент 2017-го (на 1,1 п.п.), но в течение 2017-го года процент годовой (по 12-месячной «скользящей» сумме) рентабельности бывал и выше. А до докризисного процента еще далеко, и тем более до исторически максимального, который был в 2012-м.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!