28 августа чиновники обсуждали проекты прогноза
На совместном заседании по прогнозу на 2019 год высказывались как руководители из Совмина, так и представители Нацбанка. Замглавы НБРБ Сергей Калечиц заявил, что «курсовая политика сохранит достаточную гибкость, чтобы своевременно реагировать на внешние шоки, которые мы иногда испытываем». Вроде бы рядовая фраза из лексикона сотрудников Нацбанка, но глубокого смысла в ней предостаточно.
Если разобрать высказывание Калечица и перевести с чиновояза на обычный язык, то окажется, что Нацбанк Беларуси намерен использовать курс белорусского рубля для смягчения экономических шоков. Поскольку под шоками у нас подразумеваются негативные события, то реакцией курса будет девальвация белорусского рубля.
Значит ли это, что белорусский рубль будет девальвироваться очень быстро и бесконтрольно? Нет, не значит. Подтверждение этому находим в других задачах Нацбанка на 2019 год.
По словам Калечица, годовая инфляция в 2019 году должна быть удержана в пределах 5%. Инфляции и курс сильно связаны в рамках эффекта переноса девальвации на цены. Поэтому ожидаемые курсовые скачки просто не могут быть слишком продолжительными и без откатов назад. Иначе будет провален план по инфляции.
Перед Нацбанком стоит задача по наращиванию золотовалютных резервов (ЗВР). Нарастить ЗВР невозможно при разбалансированном валютном рынке. А состояние внутреннего валютного рынка сильно зависит от девальвационных ожиданий предприятий и населения. Выходит, что и с этой стороны обвальное ослабление белорусского рубля только повредит планам властей.
Курсовая стабильность важна и для ритмичных выплат по валютному госдолгу. В последние годы Беларусь не выходит из полосы пиковых платежей по госдолгу. Девальвация плохо сказывается на способности Беларуси выплачивать старые долги без привлечения новых.
Вред резкой девальвации вполне четко понимает руководство Нацбанка. На эту тему однозначно высказывались глава НБРБ Павел Каллаур и упомянутый выше Сергей Калечиц.
Наконец, в случае острой девальвации невозможно сохранить тренд на снижение уровня процентных ставок в экономике. А ведь по мере возможности именно такую политику обещали продолжить в Нацбанке Беларуси.