Пятый транш кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития пришел на счет Минфина 25 октября 2017 года. С тех пор Беларусь не получала никаких денег от фонда. Разбираемся, есть ли перспективы уломать кредиторов еще на 400 млн USD.
Вопрос о выделении нашей стране шестого и седьмого траншей кредита ЕФСР находится в подвешенном состоянии с осени 2017 года. Поначалу Минфин Беларуси рассчитывал получить шестой транш до конца прошлого года и даже заложил это в бюджеты на 2017 и 2018 годы.
Затем глава Минфина Владимир Амарин заявил, что 200 млн USD ЕФСР перечислит нам в первом квартале 2018 года. Но в итоге ничего не вышло.
28 марта замминистра финансов Юрий Селиверстов отодвинул срок получения денег ЕФСР на конец весны. И опять дело не выгорело.
29 мая по кредитному вопросу выступил начальник главного управления госдолга Минфина Андрей Белковец. Белковец перенес дату перечисления шестого транша на конец второго квартала. Причем он намекнул, что на этот раз уж точно все решится. По словам Белковца, в мае обсуждались последние технические вопросы с ЕФСР.
В тот же день Белковца дополнил Селиверстов. Он сообщил, что Беларусь может закрыть программу с ЕФСР до конца 2018 года. В переводе с чиновояза на обычную речь это значит, что последний (седьмой) транш от фонда придет не позднее 31 декабря.
Правда, позитивные новости Селиверстов изрядно разбавил негативом. Если верить замглавы Минфина, персонал ЕФСР требует от белорусских властей включить новые параметры в матрицу к кредиту фонда. В противном случае продолжение программы с Беларусью станет невозможным.
Вносить изменения в матрицу реформ и преобразований не в новинку для Совмина и Нацбанка. Изменения и дополнения в кредитную программу делались трижды — 15 июля 2016 года, а также 14 апреля и 23 июня 2017 года. ЕФСР переносил выполнение части обязательств Беларуси вперед во времени, дополнял матрицу новыми пунктами и менял статус показателей матрицы с индикативного (необязательного) на контрольный.
Почему фонд хочет обновить матрицу к кредиту как минимум еще раз? Да потому что Беларусь позволяет себе не выполнять часть предписаний ЕФСР.
Например, контрольный показатель по седьмому траншу предусматривает отмену ценового регулирования предприятий с доминирующим положением на рынках. Риторика и действия министерства антимонопольного развития и торговли в последние месяцы скорее говорят о движении властей прочь от этой цели.
Естественно, что в такой ситуации эксперты фонда не торопятся признавать за Беларусью право на получение последних 400 млн USD. Поэтому у властей остается расчет на политическое решение.
Кстати, 27 мая первые
В общем, на сегодня возможны два магистральных пути для Беларуси. Первый путь — заартачиться и обойтись без 400 млн USD. Благо, прецедент имеется. Когда ЕФСР еще назывался АКФ ЕврАзЭС, из 3 млрд USD кредита в Беларусь пришло 2,56 млрд USD. Последний транш АКФ ЕврАзЭС заблокировал по причине невыполнения условий программы.
В мае 2018 года цены на российскую нефть марки Urals составили рекордные 75 USD за баррель, а в среднем за 5 месяцев — 68 USD. Поскольку в
Второй путь — согласиться на поправки в программу с ЕФСР, но чисто косметические. Лишь ради того, чтобы ЕФСР не потерял лицо как серьезный кредитор. Тогда действительно программу с фондом можно будет закрыть до конца текущего года.