USD нал EUR нал
3,2970 / 3,3000 3,5820 / 3,5830
Курсы валют Нацбанка РБ
29 окт30 окт
1 USD 3,3057 3,3127 +0,0070
1 EUR 3,5753 3,5838 +0,0085
100 RUB 3,4199 3,4204 +0,0005
10 CNY 4,6822 4,6752 −0,0070
10 PLN 8,2241 8,2310 +0,0069

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
29 окт30 окт
USD 97,2300 97,3261 +0,0961
EUR 105,2229 105,4375 +0,2146
BYN 29,4128 29,3797 −0,0331
CNY 13,6103 13,5954 −0,0149
PLN 24,1824 24,1798 −0,0026

все курсы валют

Это уже не смешно! Власти заложили в бюджет зарплатную мину под экономику

banki24.by ознакомились с проектом республиканского бюджета на 2018 год. Первые впечатления: правительство задумало еще один сокрушительный поход по граблям.

Примечательна сама атмосфера, в которой рассматривался бюджет на будущий год. Если в 2016 году проект закона обсуждался в открытом режиме, то в 2017-ом власти почему-то решили обойтись без участия прессы. Непонятно, зачем это было сделано: стараниями депутатов текст законопроекта все равно стал доступен для публики.

Впрочем, имея под руками полный текст бюджета-2018, едва ли все СМИ упустили много важной информации, которую туда поместил Минфин.

Во-первых, из проекта бюджета на 2018 год точно вычисляется прогноз властей по среднему курсу доллара к белорусскому рублю. 

Бюджет-2018 посчитан Минфином исходя из среднегодового курса 2,0379 BYN за 1 USD. Для сравнения: по данным Нацбанка средний за 10 месяцев 2017 года курс оказался равен 1,9177 BYN за 1 USD.

Другое дело, что при составлении проекта бюджета на 2018 год Минфин исходил из консервативных оценок — роста экономики на 1,2%, среднегодовой инфляции в 7,4%, ставки рефинансирования в 11% и нефти в 43 USD за баррель.

По данным Минфина России средняя цена нефти марки Urals за 10 месяцев 2017 года составила 51,15 USD за баррель. Как известно, курс российского рубля является производной от нефтяных цен, а курс белорусского — второй производной. Поэтому с сегодняшних позиций скорее видится, что ставка рефинансирования будет ниже (10%), инфляция меньше (6–7%), а курс крепче — ближе к 2 BYN за 1 USD.

Во-вторых, увеличивается объем плановой субвенции бюджету Фонда соцзащиты из республиканского бюджета. Если в принятом законе о бюджете на 2017 год эта субвенция составляла 697,8 млн BYN, то в проекте закона на 2018 год трансферт ФСЗН равен 1 416 млн BYN. Кроме того, как и в 2017 году, у правительства есть возможность экстренной передачи денег в Фонд соцзащиты — на сумму 500 млн BYN.

В общем, дыра в бюджете ФСЗН, из которого власти выплачивают пенсии и пособия, в теории может достигнуть 1,9 млрд BYN. Дефицит ФСЗН целиком будет покрыт из республиканского бюджета. Как-то в этом случае не особо просматривается эффект от повышения пенсионного возраста. Видимо, надо было увеличивать пожестче.

В-третьих, Минфин полностью отсек бюджет Минска от поступлений по НДС. В 2017 году доля Минска в общих сборах НДС установлена в размере 6,38%, 69% НДС идет в республиканский бюджет, остальное — в бюджеты областей. В 2018 году Минфин заберет себе 75,44% НДС, а 24,56% распределит только между областями.

Зато в 2018 году уменьшится трансферт из бюджета Минска в республиканский бюджет — с 1 217 млн BYN до 689,2 млн BYN. Так Минфин упрощает для себя работу по администрированию платежей. Это логично: теперь нет нужды одной рукой отдавать Минску НДС, а другой рукой забирать эти деньги через трансферт.

Ну и самое главное: в проекте бюджета на 2018 год прописаны резервный фонд президента на 300 млн BYN и резервные фонды бюджетов Минска, областей, городов и районов в объеме 12,6 млрд BYN. То есть всего в резервных фондах будет накоплено 12,9 млрд BYN. Впечатляет, не правда ли?

Так вот, эти огромные деньги по решению президента могут быть использованы на повышение зарплат бюджетникам и приравненным к ним работникам. Справочно: по информации Белстата за весь 2016 год начисленный фонд зарплаты составил 25 млрд BYN, за 9 месяцев 2017 года — 20,1 млрд BYN.

На оперативной основе Белстат учитывает заработки лишь 2/3 занятых в экономике. Также в статистику не включаются отчисления в ФСЗН от работодателей — 34% от фонда зарплаты. Но и с этими поправками размер резервных фондов на 2018 год оказывается на уровне четверти всех расходов на выплату зарплаты в 2016 году.

Впрыскивание такой гигантской суммы в экономику ради увеличения зарплат бюджетникам при прочих равных не пахнет ничем хорошим. И не говорите потом, что вас не предупреждали.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в нашей группе в Facebook. Присоединяйтесь!

Копирование статьи разрешается только при условии выполнения правил перепечатки.

2017-11-20


Новости по теме: