Курсы валют Нацбанка РБ
08 дек09 дек
1 USD 3,4795 3,4065 −0,0730
1 EUR 3,6630 3,6034 −0,0596
100 RUB 3,3467 3,3964 +0,0497
10 CNY 4,7996 4,6805 −0,1191
10 PLN 8,5831 8,4449 −0,1382

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
08 дек09 дек
USD 99,4215 99,4215 +0,0000
EUR 106,3040 106,3040 +0,0000
BYN 29,1858 29,1858 +0,0000
CNY 13,5970 13,5970 +0,0000
PLN 24,6453 24,6453 +0,0000

все курсы валют

Кормим кредиторов. Беларусь удвоила расходы на обслуживание госдолга

Минфин Беларуси опубликовал детальные данные по исполнению бюджета в 2017 году. banki24.by вытянули из отчета министерства самую интересную информацию.

Белорусский Минфин традиционно выделяет статистику по консолидированному и республиканскому бюджетам. Консолидированный бюджет Беларуси объединяет в себе республиканский и местные бюджеты — от областных до бюджетов сельсоветов. В 2017 году доходы консолидированного бюджета поделились примерно пополам: 51,8% пришлось на республиканский и 48,2% — на местные.

Исполнение бюджета означает перераспределение части от всех заработанных в экономике денег. В 2017 году через консолидированный бюджет прошло 30,1% ВВП по доходам и 27,3% — по расходам. Разницу в 2,8% ВВП составил профицит бюджета. По плану профицит бюджета направляется на погашение госдолга.

В последние годы ради сохранения профицита Минфин идет на урезание расходов бюджета, даже если план по доходам перевыполняется. В 2017 году профицит достиг рекордной отметки — 2,9 млрд BYN. Для сравнения: в 2014-ом консолидированный бюджет удалось свести с профицитом в 813 млн BYN.

Почти весь профицит приходится на республиканский бюджет — 2,8 млрд BYN. И это немудрено: именно Минфин платит по внешним долгам, а не местные власти.

Увеличение размеров профицита бюджета — объективная вещь. Долговая нагрузка на Беларусь стабилизировалась на высоких значениях и не будет падать в ближайшие годы. Не снижается нагрузка на реальный сектор: выплаты по внешнему долгу в 2018 году измеряются в миллиардах долларов.

К тому же, гарантированные властями долги госпредприятий легко перетекают из категории корпоративных в государственные. Причиной являются слабая платежная дисциплина компаний и проваленная модернизация промышленных гигантов.

Проблемой гарантированных долгов давно обеспокоены в МВФ и Евразийском банке развития. Однако власти пока отмахиваются от предупреждений международных организаций.

Пока одни предприятия оплачивают кредиты и займы по полной программе, другим правительство прощает многомиллионные долги в валюте. Но и после прощения долгов к началу 2018-го долг предприятий перед Минфином по переуступленным внешним займам и гарантиям составил 488 млн USD.

В итоге расходы на обслуживание госдолга постоянно увеличиваются и в денежном, и в процентном выражении. В 2017 году расходы на эти цели составили 2,1 млрд BYN, или 7,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2014-ом было потрачено 816 млн BYN, или 3,9%.

По отношению к ВВП объем расходов удвоился — с 1% в 2014-ом до 2% в 2017-ом. То, что экономика Беларуси начала расти в 2017 году, затормозило рост доли трат на госдолг, но не привело к ее снижению.

Так как главное долговое бремя лежит на Минфине, его расходы составили львиную долю от совокупных по системе. На обслуживание госдолга из республиканского бюджета в 2017 году ушло 1,9 млрд BYN против 707 млн BYN в 2014-ом.

На выплаты по госдолгу из расходов республиканского бюджета пришлось изъять 11%. С 2014-го по 2017-ый в 2 раза увеличился удельный вес трат на обслуживание госдолга в ВВП — с 0,9% до 1,8%. Останься эти деньги в экономике, рост ВВП явно был бы выше.

2018-04-02