Как у пана атамана с золотым запасом? Что случилось с ЗВР Беларуси за август
На 1 августа ЗВР Беларуси составили 6 665 млн USD. banki24.by оценили движения ЗВР в конце лета и объем официальных резервов на начало осени.
По расчетам Нацбанка, чистые затраты валюты, которой располагало государство, в августе были небольшими — всего 274,7 млн USD. На валовой основе отток денег из закромов НБРБ и Минфина власти определили в 359,3 млн USD.
Августовские оценки регулятора указывают на один из самых малых оттоков валюты за последние несколько лет. Просто сравните: в
В августе Нацбанк мог пребывать в расслабленности. Если в июле он должен был гасить основной долг по облигациям на 200 млн USD, то месяцем позже в его графике вообще не было погашений, только уплата процентов по старым выпускам.
Видимо,
В сентябре НБРБ придется возвращать 150 млн USD и 61,7 млн EUR. По плану выпуска новых облигаций в
Минфин в августе погашал 1 выпуск ВГДО — № 204 на 100 млн USD. С 21 августа началась продажа ВГДО № 244 — исключительно для физлиц. До конца лета Минфину удалось распродать ВГДО № 244 на 7,7 из 50 млн USD. Самой крупной покупкой была сделка с неким гражданином на 2,5 млн USD.
На 1 августа власти распоряжались 1 760 млн USD золота в составе официальных резервов и 133,5 млн USD — в составе активов, не включенных в резервные. За месяц цена золота увеличилась на 3,5%.
При условии, что Нацбанк не продавал и не покупал золото, только за счет роста цены его стоимость поднялась на 59,5 млн USD внутри ЗВР и на 4,7 млн USD — за пределами ЗВР. Если НБРБ нарастил металлические активы, итоговый рост мог быть бóльшим.
Помимо золота, Нацбанк держал вне официальных резервов депозиты на 562,8 млн USD. Эти депозиты НБРБ с легкостью тасует как в состав ЗВР, так и из него. За счет возврата в ЗВР такой суммы регулятор мог покрыть все августовские потери валюты.
В отличие от июля, в августе внутренний валютный рынок не лихорадили курсовые скачки. Потому, основываясь на исторических данных, предположим, что за август
Как ни крути, общий баланс покупки и продажи валюты в августе должен был сложиться в пользу банков. Чистым покупателем на рынке с высокой вероятностью был и НБРБ.
Вдобавок ко всему, за август в бюджет поступили суммы от пошлин на нефть и нефтепродукты (до 50 млн USD). Вместе с другими доходами в валюте это позволяло Минфину рассчитаться по старым долгам.
1 сентября министр финансов Владимир Амарин заявил, что власти рассчитывают на поступление российского кредита на сумму, эквивалентную 700 млн USD, до конца месяца. Деньги уйдут на погашение госкредитов, которые нам ранее выдала Россия.
В общем, к началу осени власти страны имели отличное поле для маневра. Они легко могли добиться того, чтобы ЗВР на 1 сентября превысили отметку в 6,7 млрд USD.