Первыми вышли интересные данные по внутреннему валютному рынку. Граждане и предприятия не на шутку испугались курсовых скачков и нарастили покупку валюты. В результате банки получили с рынка не ожидаемые 300–350 млн USD, а вдвое меньше — 151 млн USD.
Затем пришли вести о тектонических сдвигах внутри денежной массы. В составе денежной массы резко выросли агрегаты, связанные с «горячими» деньгами, которые в любой момент могут выплеснуться в экономику.
В июле доля так называемой активной денежной массы во всех деньгах взлетела до 17,1%, а в рублевой денежной массе — до 50,1%. Даже осторожные в оценках специалисты Нацбанка вынужденно признали, что такое положение создает немалые инфляционные риски.
Рост экономических рисков особенно настораживает в свете разворота политики властей в сторону похода по граблям плановой экономики. Почти отсутствуют и новые источники инвестиций в Беларусь.
Пока власти занимаются бумаготворчеством с прицелом на 2018 год, едва ли не половина предприятий страны существует под капельницей кредитов на пополнение оборотки. Поэтому неудивительно, что рост ВВП буксует
С учетом описанных событий любопытно выглядят свежие данные по розничному товарообороту. По версии Белстата оборот ритейла за
Характерно, что оборот продовольственных товаров увеличился на 2%, тогда как продажи остальных позиций выросли на 8%. Население явно предъявило спрос на предметы длительного пользования, а не еду или выпивку.
Быстрый рост продаж всего, что не связано с продовольствием, в июле отмечался везде. В Брестской области оборот непродтоваров увеличился к
Конечно, можно объяснить оживление потребителей низкой базой прошлого года. Ведь в
Но есть и другое толкование. В прошлые годы население частенько отвечало на ослабление белорусского рубля массовой скупкой дорогих товаров. Возможно, и в этот раз часть граждан ринулась в магазины, в панике сметая преграды на своем пути. Какое из предложенных объяснений верно, наверняка покажут ближайшие месяцы.
Использование материала допускается только при выполнении правил перепечатки.