Вчера НБРБ довел до сведения широкой публики, что у него состоялось расширенное заседание правления. В релизе, посвященном этому событию, регулятор не преминул отметить те положительные тенденции, которые, по его мнению, сформировались в экономике. banki24.by разбирались, так ли гладко, как на бумаге, у нас обстоят дела.
Первым позитивным пунктом в своей повестке Нацбанк обозначил замедление инфляционных процессов. Действительно, годовая инфляция с декабрьских 10,6% в июне укротилась до 6,5%.
К тому же, осенью и зимой свой негативный вклад в инфляцию внесет низкий урожай. По оценкам Минсельхозпрода, сбор зерновых ожидается хуже, чем прошлогодний. А ведь
Если август будет таким же, как июнь и июль, заметно убавится сбор сахарной свеклы и овощей. Через считанные месяцы это отразится на продуктовых ценах в розничных сетях.
Как бы не пришлось
Далее Нацбанк указывает на избыточную ликвидность в банковской системе и невысокую кредитную активность банков. Да, эти две вещи взаимосвязаны: банки не находят достаточно надежных заемщиков, привлекательные инвестпроекты на перечет. Оттого и пухнет на счетах залежалая ликвидность. Страшно сказать: последний аукцион по поддержке ликвидности банков прошел 20 апреля 2016 года!
Есть, конечно, некие подвижки в сфере потребительского кредитования. Но они, выражаясь биржевым языком, скорее похожи на «отскок дохлой кошки» и не могут стать локомотивом рынка.
Старый поезд директивного жилищного кредитования стоит на запасном пути: задолженность по льготным кредитам на недвижимость почти не меняется много месяцев подряд. Это значит, что новые кредиты выдаются только в пределах возврата денег по старым.
По мнению Нацбанка, идущий процесс дедолларизации отражает то, что растут срочные депозиты в белорусских рублях при изъятии денег с валютных. Однако практически все «говорящие головы» в СМИ уже успели справедливо отметить, что «рост» происходит за счет капитализации процентов, тогда как тело
И наконец, главная гордость и прелесть регулятора — золотовалютные резервы. Не успел Нацбанк закрыть статистику по ЗВР в нацопределении, как резервы в международном взметнулись до 6,6 млрд USD.
Зачем это было нужно, если матрица по кредиту ЕФСР требует лишь 5,4 млрд USD к началу 2018 года?
Возможно, в саму матрицу внесены некие корректировки, которые и прописывают необходимость иметь на счетах на миллиард больше. Впрочем, на счет наличия таких корректировок и ЕФСР, и белорусские власти до сих пор хранят упорное молчание.