Таковы данные НБРБ о результатах операций по регулированию ликвидности на 8 июня. Это рекордная сумма избыточных денег в системе с начала расчета данного показателя по новой методике.
Формальная позиция банков по выполнению резервных требований НБРБ составляла лишь плюс 259,6 млн BYN. Однако к тому же моменту из системы были временно изъяты деньги на сумму 3 178 млн BYN.
Регулятор вынужден забирать у банков «горячие» рубли уже
Причина сохранения профицита ликвидности банальна. Директивное кредитование давно не достигает прежних огромных масштабов, а рыночное слишком слабо, чтобы убрать лишние деньги из оборота.
Остаток средств банков на коррсчетах в НБРБ к утру 8 июня был равен 1 656 млн BYN. Таким образом, если добавить к этой сумме изъятые ресурсы на 3,2 млрд BYN, у банков в теории могло оказаться втрое больше денег, чем нужно для выполнения нормативов!
Но банки не слишком заинтересованы, чтобы свободные деньги висели на счетах, не зарабатывая для них прибыль. Поэтому банки регулярно сдают рубли в долг НБРБ.
Например, 7 июня прошли 2 аукциона Нацбанка по размещению рублевых облигаций — на 7 дней и 91 день. В первом случае из системы на время исчезли 154,3 млн BYN, во втором — 345,7 млн BYN.
Что касается валютного фронта, то здесь для Нацбанка все складывается более чем благоприятно. Несколько месяцев подряд банки предлагают регулятору на продажу в разы больше долларов, чем он готов купить.
Вот и 8 июня банки могли одолжить Нацбанку до 184,4 млн USD, но НБРБ выпустил облигации только на 50 млн USD. Такая избирательность позволяет Нацбанку очень серьезно продавливать уровень ставок, по которым банки согласны продавать свою валюту.
В частности, на аукционе 8 июня регулятор смог сбить средневзвешенную ставку до 4,68% годовых. А ведь еще год назад Нацбанк размещал долларовые облигации аж под 7,5–7,8%! В общем, уменьшение рисков за 12 месяцев весьма красноречивое.
Известно, что с 1 июля Нацбанк повышает норматив отчислений банков в фонд обязательных резервов (ФОР) со средств, привлеченных в валюте, на 4 п.п. до 15%. Как это повлияет на ликвидность в системе?
Дело в том, что ФОР независимо от наименования поступившей валюты формируется исключительно в
Насколько решения Нацбанка по ФОР помогут в выправлении положения с огромным навесом ликвидности?
Пока видится, что коренным образом переломить тренд вряд ли удастся.
Об этом говорит результат, достигнутый после увеличения валютного ФОР с 1 февраля. Напомним, тогда НБРБ поднял норматив по ФОР для валюты с 7,5% до 11%. Как показало время, сбить рублевую волну не смогли. По этой причине в июле вероятно уменьшение навеса неработающих на экономику денег, а не его обнуление.
Источник: banki24.by