Белстат обнародовал данные об инфляции по итогам апреля. Потребительские цены за месяц выросли на 0,7%. Кстати, на такую же величину цены выросли в апреле прошлого года.
Всего по расчетам Белстата инфляция за 4 месяца составила 2,4%. В 2016 году за аналогичный отрезок времени она была гораздо выше — 6,4%. Инфляция в годовом выражении (апрель к апрелю) в 2017 году сложилась на уровне 6,3%, в 2016 году была равной 12,6%.
Интересно, что годовая инфляция продолжила замедляться, хотя и не так быстро, как в начале года. В январе она составляла 9,5%, в феврале — 7%, в марте — 6,4%.
Именно быстрое замедление роста цен Нацбанк называл одним из аргументов, по которым он снижал ставку рефинансирования (СР) и ставки по операциям с ликвидностью. И вот похоже, что регулятор сделает перерыв и пятого раунда ставкопада ждать придется дольше.
По крайней мере, начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа НБРБ Дмитрий Мурин высказался на эту тему довольно определенно. В своем докладе об итогах
Мурин отметил, что «ставкопад» по инициативе НБРБ может продолжиться только если замедление инфляции станет устойчивым. К тому же, возможные сдвиги по СР будут происходить медленнее, чем это было в январе—апреле.
Например, ничто не мешает Нацбанку снимать с СР не по 1 процентному пункту, а по 0,5 п.п. или меньше. Последний раз такие шаги НБРБ делал в 2012 и 2014 годах.
Нацбанк в лице Мурина предупредил, что поспешные решения в области процентной политики обычно приводят к противоположному от ожидаемого результату. В общем, к его словам стоит прислушаться. Ведь решения по процентным ставкам принимает как раз комитет по монетарной политике Нацбанка.
Впрочем, пространство для маневра Нацбанку оставляет крайне низкая базовая инфляция. Этот показатель Белстат рассчитывает по просьбе Нацбанка. При расчете базовой инфляции Белстат выбрасывает из общего индекса позиции, цены на которые регулирует государство, и позиции, которым присущ выраженный сезонный ход цен.
Так вот, базовая инфляция в апреле составила всего 0,1%, а с начала года — 1%. В 2016 году она была гораздо выше — 0,7% за апрель и 4,8% за 4 месяца.
В том, что это действительно так, можно убедиться, проанализировав структуру роста цен в апреле. С точностью до сотых инфляция в апреле составила 0,66%. При этом главный вклад в рост цен внесли картофель (до 0,1 п.п.), овощи (0,19 п.п.), бензин и прочие виды топлива (0,08 п.п.), услуги связи (0,22 п.п.).
Цены на картофель и многие виды овощей
Отсюда вывод: апрельский рост цен определили государство, слабая конкуренция и сезонность. В совершенном мире Беларусь получила бы месячную инфляцию в 0,1%.