НБРБ максимально «наклонил» банки. Что из этого следует?
Во
Аукционы по размещению рублевых облигаций прошли 12 и 19 апреля. Неделю назад Нацбанк разместил первый за долгое время выпуск
19 апреля состоялся плановый аукцион по размещению
Ну и конечно же, параллельно с упомянутыми прошли стандартные аукционы на срок 7 дней. Интересно, что результаты этих операций показали стремление Нацбанка выдавить предложение банковских денег с «коротких» аукционов на «длинные».
К примеру, 12 апреля регулятор взял в ходе недельного аукциона только 100 млн BYN из 636,17 млн BYN, предложенных банками. 19 апреля это повторилось: банки предлагали НБРБ 701,03 млн BYN, регулятор одобрил заявки лишь на 100 млн BYN.
А вот через «длинные» операции Нацбанк изымал гораздо большую долю лишних денег системы. 12 апреля при спросе в 1 133,63 млн BYN НБРБ разместил облигации на 650 млн BYN, 19 апреля — на 900 млн BYN при спросе в 1 037,88 млн BYN. Регулятор явно намекает, что хочет замораживать свободные ресурсы банков на большее время.
Упал и уровень предлагаемых ставок. На
Крайне примечательным выдался и аукцион по размещению валютных облигаций. 13 апреля банки могли передать регулятору на 1 год до 276,44 млн USD не выше чем под 6,4% годовых. Однако НБРБ не воспользовался щедротой продавцов валюты и купил у них только 100 млн USD под 5,61%.
Иными словами, Нацбанк продолжил гнуть свою линию о неприемлемости создания долга выше чем под 6% годовых. Такое поведение регулятора тем более характерно, что именно 13 апреля Беларусь полностью выплатила газовый долг на 726,2 млн USD.
То есть НБРБ даже не попробовал сгрести с рынка как можно больше валюты, чтобы покрыть вероятные потери в составе ЗВР. Наоборот: во вполне рутинном режиме было объявлено о проведении очередного аукциона 27 апреля. Причем привлечь регулятор планирует около 75 млн USD.
Поэтому свежее заявление замглавы Нацбанка Тараса Надольного о том, что выплата за газ отнюдь не повлияет на размер ЗВР в определении МВФ, выглядит со всех сторон обоснованным. НБРБ умудряется лавировать в долговых волнах с немалым искусством.
Угрозу для монетарных властей на сегодня может представлять лишь «черный лебедь» — невесть откуда взявшееся валютное цунами.