За январь НБРБ разместил лишь один новый выпуск валютных облигаций — на 93,33 млн USD по средневзвешенной ставке 6,1380% годовых. Этот аукцион по реализации валютных облигаций состоялся 12 января.
На аукцион 12 января было подано 28 заявок от 13 участников на общую сумму 180,54 млн USD. Разброс предложенных участниками ставок был довольно широк — от 4,3% до 8,0% годовых. Это позволило Нацбанку удовлетворить лишь те заявки, которые соответствовали его представлениям о выгодности привлечения новых ресурсов.
Интересна также следующая вещь. Первый аукцион 2017 года стал успешным для организатора при том, что с 1 января сам НБРБ отменил льготы по формированию фонда обязательных резервов на объем купленных банками валютных облигаций Минфина и Нацбанка.
26 января должен был пройти еще один аукцион по привлечению валюты через облигации. Планируемый объем операций был заранее обозначен регулятором в размере 150 млн USD. 26 числа оказалось, что 10 банков подали 25 заявок на участие в аукционе. Общая сумма заявок участников составила 220,86 млн USD при разбросе предложенных ставок от 6% до 7% годовых.
Однако аукцион 26 января был официально признан несостоявшимся. Планируемый объем операций в 150 млн USD плавно перетек на 9 февраля.
Почему так произошло? Ведь размер погашений долга по валютным облигациям Нацбанк в январе был пиковым в 2017 году. Кроме того, 93,33 млн USD, полученные от аукциона 12 января, никак не покрывали всех возможных затрат НБРБ.
Примечательно, что регулятор отказался привлечь деньги через аукцион за день до крупных разовых выплат по валютным облигациям. В самом деле, 27 января прошли последние за месяц плановые погашения. К уплате Нацбанку было предъявлено 130 млн USD. Всего же за январь НБРБ закрыл основной долг по своим облигациям на сумму 359 млн USD и 102,3 млн EUR.
Напрашивается вывод, что регулятору не слишком была нужна валюта. По крайней мере, по предложенным банками ставкам. Косвенно об уверенности Нацбанка в своих силах говорят данные о чистых затратах валюты в январе.
По оценке регулятора, в январе заранее установленные чистые затраты валютных активов Беларуси были равны 198,3 млн USD. Такого низкого значения расхода валютных резервов страны не отмечалось уже на протяжении нескольких лет.
Локальный минимум по растрате валюты из хранилищ государства образовался благодаря ее прогнозируемому притоку в объеме 601,6 млн USD. Видимо, этот переток валюты в пользу Беларуси реально имел место в январе, что дало Нацбанку возможность «крутить носом» на аукционе 26 января.
В феврале НБРБ предстоит вернуть банкам 75 млн USD по 58 выпуску валютных облигаций. Датой окончания обращения этого выпуска является 24 февраля. За это время намечены к проведению 2 аукциона по размещению валютных облигаций — 9 и 23 февраля.
В этой связи можно предположить, что Нацбанк останется весьма привередлив к заявкам от участников и в следующем месяце. НБРБ будет давить на уровень ставок вниз, чтобы добиться улучшения условий обслуживания валютного долга.
С рублевыми краткосрочными облигациями этот фокус для регулятора вполне удался. Уровень ставок на рублевых аукционах сейчас держится близко к ставке депозита овернайт.
Что перечисленное выше значит для рядового гражданина? Это означает, что Нацбанк достаточно уверен, что способен не допустить снижения золотовалютных резервов в ближайшие месяцы. Стабильность на валютном рынке будет сохранена без жертв со стороны государства.