Курсы валют Нацбанка РБ
02 июн03 июн
1 USD 2,9958 2,9999 +0,0041
1 EUR 3,3931 3,4261 +0,0330
100 RUB 3,7807 3,7850 +0,0043
10 PLN 7,9791 8,0469 +0,0678
10 CNY 4,1373 4,1513 +0,0140

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
02 июн03 июн
USD 78,6171 79,1285 +0,5114
EUR 89,2512 90,3770 +1,1258
BYN 26,2424 26,3770 +0,1346
PLN 20,9439 21,2243 +0,2804
CNY 10,8897 10,9452 +0,0555

все курсы валют

В 2018 году резко вырастут выплаты Беларуси по внешнему госдолгу

Согласно оценкам агентства S&P платежи Беларуси по внешнему госдолгу за 2017 год составят около 1,8 млрд USD, за 2018 год — 2,8 млрд USD. Рост выплат произойдет в основном из-за погашения евробондов на 800 млн USD в январе 2018 года.

Впрочем, в рамках базового сценария аналитики S&P предполагают, что в 2017 году сочетание заимствований из средств ЕФСР, кредитов России, Китая и коммерческих кредитов позволит властям выполнить все долговые обязательства. Более того, по мнению персонала S&P, за 2017 год Беларусь накопит запасы ликвидности для того, чтобы погасить евробонды в начале 2018 года.

В то же время, в S&P считают имеющиеся валютные резервы властей ограниченными. Формально ЗВР Нацбанка по методике МВФ эквивалентны 5 млрд USD. Однако по расчетам рейтингового агентства до 2 млрд USD в составе ЗВР представляют собой валютные обязательства НБРБ перед банковской системой и примерно столько же — депозиты правительства в валюте.

По оценке S&P валютные резервы НБРБ, очищенные от обязательств перед банками и правительством, не достигают и 1 млрд USD.

Аналитики агентства не исключают, что властям не удастся в полном объеме использовать средства на счетах НБРБ. Это связано с тем, что определенную величину валютных резервов властям нужно поддерживать для финансирования сальдо платежного баланса.

Также в S&P отмечают, что в 2017—2020 гг. сохранится диспропорция между ростом ВВП и динамикой долга. Если ВВП Беларуси за 2017 год не вырастет, а в 2018—2020 гг. будет расти только на 1–1,3%, то увеличение долга в 2017—2020 гг. в среднем составит 5% ежегодно.

Чрезвычайно высокой останется потребность Беларуси во внешнем финансировании. Отношение потребностей во внешнем финансировании к поступлениям по счету текущих операций (СТО) и доступным резервам будет колебаться в 2017—2020 гг. в пределах 145–152%. Это означает, что для удержания ситуации по долгу власти будут вынуждены постоянно привлекать деньги извне.

На сложное положение дополнительно указывает высокое соотношение чистых внешних обязательств и поступлений по СТО. В 2017—2020 гг. такие обязательства будут на четверть превышать прогнозные поступления по СТО.

Доступные властям валютные резервы, необходимые для экстренного выполнения долговых обязательств, упали до локального минимума в 2015 году — 1,2 млрд USD. После этого подсчеты S&P указывают на рост данных резервов — до 2,1 млрд USD в 2016—2017 гг., 2,4 млрд USD в 2018 году, 2,7 млрд USD в 2019 году и 3 млрд USD в 2020 году. Несмотря на абсолютный рост доступных резервов, их сумма будет покрывать лишь 0,7–0,8 месяца платежей по СТО (на треть меньше, чем в 2012—2013 гг.).

Кроме того, в S&P пересмотрели свой прогноз относительно курса белорусского рубля к доллару. Если в октябре 2016 года аналитики агентства считали, что на конец 2017 года курс составит 2,41 BYN за 1 USD, то в апреле 2017 года они скорректировали прогнозный курс до 2,10 BYN за 1 USD.

2017-04-12