Курс белорусского рубля к российскому приближается к зоне комфорта
Нацбанк обновил свою статистику о динамике обменных курсов белорусского рубля к валютам
Для подавляющего большинства предприятий промышленности и сельского хозяйства главным рынком сбыта остается российский.
Ослабление белорусского рубля повышает конкурентоспособность нашего экспорта и объем продаж в России, укрепление — снижает.
По оценкам Нацбанка, за январь 2017 года белорусский рубль по отношению к российскому номинально обесценился на 3,1%. Учитывая крайне высокую долю российской валюты во внешних расчетах Беларуси, это повлияло и на эффективный курс белорусского рубля ко всем валютам — он упал на 1,7%.
В годовом выражении (
Номинальное ослабление белорусского рубля относительно российского с лихвой перекрыло разницу в скорости инфляционных процессов внутри Беларуси и России.
Поэтому реальный курс снизился за январь на 2,8%. Реальный эффективный курс тоже упал — на 2%.
Можно подсчитать курс белорусского рубля к российскому, при котором экспортеры в Россию ощущали бы минимальные потери от движения валютных котировок. С этой целью необходимо выбрать точку отсчета, в которой курс предположительно отражал состояние, наиболее близкое к равновесию.
По расчетам специалистов Нацбанка, около 90% эффекта переноса девальвации на внутренние цены реализуется в первые 4 квартала после окончания корректировки курса. Девальвация 2011 года завершилась в
Взяв за точку отсчета границу 2012 и 2013 годов, получим, что равновесным курсом для предприятий, ориентированных на Россию, на январь 2017 года был диапазон 3,32–3,33 BYN за 100 RUB. Естественно, для различных отраслей значение равновесия будет несколько отличным от среднего, но в целом выходит именно так.
Фактический средний курс белорусского рубля относительно российского сложился в январе на уровне 3,26 BYN за 100 RUB. Разница между номинальным и равновесным курсами составляла всего 2%. По недавним оценкам banki24.by, равновесный курс, рассчитываемый через динамику промышленных цен, в декабре 2016 года находился в области 3,3–3,4 BYN за 100 RUB, что также близко к фактическому.
На текущий момент цены на нефтяном рынке стабилизировались и колеблются в узком промежутке. В связи с этим Нацбанк вряд ли допустит большие подвижки по паре BYN/RUB, как это было сделано в декабре—январе на растущих котировках сырья. Февральский официальный курс составит около 3,24 BYN за 100 RUB, мартовский заметно изменится лишь при условии выхода нефтяного рынка из оцепенения.