ВВП по Белстату упал на 0,5%, а на сколько процентов реально?
На текущей неделе официальная статистика отрапортовала о снижении объема экономики Беларуси всего на 0,5%. В правительстве тут же подхватили эту новость и посчитали, что при поставке нефти на уровне 2016 года ВВП вырос бы на 1%.
На первый взгляд, вот он, близкий выход из рецессии, хотя бы и виртуальный. Однако есть одно «но», которое ставит под сомнение и оценки Белстата и досчеты Совмина.
В цивилизованных странах принято параллельно с данными «простой» оценки ВВП давать и откорректированные. Ведь всегда имеется целая куча факторов, которые могут искривлять базу для сопоставления временных отрезков.
Например, суровая зима и горячее лето неизбежно вызывает бóльшую выработку тепла либо рост потребления климатического оборудования, а значит и рост добавленной стоимости в энергетике. И наоборот: мягкая зима и лето без жары оказывают угнетающее влияние на добавленную стоимость энергетики.
По истечении года эффекты сезонности могут скрадываться, а то и вообще исчезать на замыленном фоне. Однако при сравнении единичных месяцев они способны влиять на качество макроэкономических расчетов. Например, по данным Гидромета,
Различные погодные условия привели к тому, что в январе 2016 года добавленная стоимость энергетики выросла на 6,1%, а за январь 2017 года — снизилась на 2,6%. Соответствующим образом изменился вклад энергетики в ВВП: из позитивного стал негативным. В начале 2016 года рост добавленной стоимости в энергетике дал доли процента к росту экономики, а в начале 2017 года — к падению.
Более важным фактором обычно оказывается разница в числе рабочих дней в сопоставимые месяцы разных лет. В
К счастью для властей, есть многочисленные когорты граждан, которые работают в режиме
Предположим, что после очистки от искажений, внесенных работниками с гибким графиком, от 3 дней останется только 1. Это скорректирует «рост» ВВП за январь до минус 5%.
Пойдем еще дальше и уменьшим
Даже если добавить к 3 последним вариантам расчетов заявленные правительством 1,5% потерь
И о будущем. В феврале прошлого года был 21 рабочий день, в феврале нынешнего — 20. В марте и в 2016 году, и в 2017 одинаковое количество рабочих дней — 22. Поэтому
Важно не забывать и о том, что некоторые компоненты ВВП имеют квартальную периодичность расчета, а не месячную. Поэтому при предварительных оценках отдельным компонентам присваивается индекс 100%, а не реальный. Ввиду этой особенности ВВП за отчетный квартал может лихорадить в ту или иную сторону на протяжении нескольких следующих кварталов.
В прежние времена такому факту не придавали значения, поскольку ежегодный рост экономики был едва ли не двузначный. Но теперь, когда на счету у властей каждая десятая процента, досчеты ВВП приобрели весьма важный вес.